Член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, директор АНО «НИЦ «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева представила результаты исследования и отметила факторы, влияющие на низкий показатель по поступлениям инвалидов. Она обратила внимание, что в 2015-2016 гг. принято в высшие учебные заведения около 6 000 студентов-инвалидов, а выпустились лишь чуть более 4 000 специалистов.
Мониторинг охватил 8 федеральных округов РФ, 51 субъект РФ, 169 вузов (75 вузов подведомственны Министерству образования и науки РФ, 48 — Министерству культуры РФ, 46 — Министерству здравоохранения РФ). «По результатам проведенного исследования были выявлены факторы, осложняющие поступление инвалидов и лиц с ОВЗ в вузы: сложности с поиском и получением необходимой для поступления информации; трудности по дороге в вуз, в первую очередь у маломобильных и слепых; отсутствие в вузах выделенных специалистов по взаимодействию с инвалидами; неразвитая доступная среда внутри вуза; слабая информированность сотрудников приемных комиссий об условиях поступления и обучения инвалидов», — рассказала Екатерина Курбангалеева.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ Владимир Слепак предложил, чтобы помимо социального такси для инвалидов предоставлялся транспорт преподавателям, сотрудникам центров занятости и т.д., чтобы они могли сами приезжать на дом к инвалиду для получения зачета, оформления документов или консультирования.
«Мне кажется, сегодня происходит дискриминация людей, поступающих в вузы и трудоустраивающихся. Где соблюдение прав человека, когда он может поступить только в 1 вуз по 1 специальности?! По опыту работы нашей комиссии могу рассказать: к нам обратился человек, который 7 лет стоял на учете в центре занятости и никак не мог получить работу, имея при этом образование и навыки управления транспортным средством. Мы обратились к губернатору региона с открытым письмом, в котором озвучили проблему, в результате мужчина в короткие сроки получил работу. Необходимо понимать, что мы не имеем права ограничивать инвалидов в получении образования и работы, мы должны создавать доступную среду, всеми силами помогать адаптировать и социализироваться людям с ограниченными возможностями в обществе», — считает Владимир Слепак.
Общественник также предложил предоставлять государственные гарантии детям, которые выполняют обязанности тьютора по отношению к другому ребенку-инвалиду. Т.е. ему будут выплачиваться денежные средства, также он будет помогать социализироваться ребенку-инвалиду и вырабатывать внутри себя чувства сопереживания и взаимного уважения к детям с ограниченными возможностями.
Обсуждая проблемы поступления, отмечается: чтобы поступить в вуз, абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен предоставить пять справок и индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), которая сегодня предоставляется инвалидам в единственном экземпляре. Эта ситуация мешает инвалидам подавать заявления в разные вузы, подчеркивает Екатерина Курбангалеева.
«Чтобы поступить в вуз, инвалид должен предоставить 5 справок и ИПРА, которую получают в течение нескольких месяцев. Ее выдают в единственном экземпляре, из-за чего абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут поступать только в один вуз и на одну специальность, в отличие от абитуриентов с нормой по здоровью. Мы предлагаем — и Министерство образования поддерживает эту инициативу — увеличить число вузов для поступления граждан с ОВЗ, для чего нужно выдавать дубликаты или нотариально заверенные копии ИПРА», — предложила Курбангалеева.
«Необходима социализация и после получения профессии, а также консультирование и профориентация для того, чтобы получение высшего образования не приводило к невозможности трудоустроиться по выбранной специальности в дальнейшем. Сегодня есть законопроект по персонифицированному финансированию образования, пока он только обсуждается, но он очень перспективный. В регионах имеются и позитивные практики, например, в рамках региональной программы местного муниципалитета в Томске ребят подвозят в течение всего периода обучения до образовательного учреждения.
Одна из проблем, которая сегодня наблюдается, это межведомственная разобщенность в данном вопросе. В качестве примера можно рассказать, что в одной из школ с инклюзивным образованием сделали бегущие строки для слабовидящих детей, в результате отметилось, что это может вызывать приступы эпилепсии среди тех, кто к этому расположен. Поэтому важно не просто внедрять какие-либо инструментарии по адаптации и доступности образования для детей-инвалидов, но и проверять их влияние на другие группы граждан. Также важно говорить, что эти дети не слабее и не менее способны, чем здоровые ребята, а возможно, даже более перспективны. Надо развивать навыки взаимного уважения и создавать «карты возможностей», — считает депутат Государственной Думы Любовь Духанина.
«Сегодня существуют барьеры между нашими министерствами, которые препятствуют поступлению в вузы людям с ограниченными возможностями. Необходимо повернуть мнение об инвалидах на 180 градусов, то есть мы видим в инвалиде, что чего-то не хватает, а надо видеть тот позитив, который эти люди дают. Это исследование касается не только студентов и абитуриентов, но и преподавателей, и сотрудников образовательных учреждений, и предоставления рабочих мест для создания доступной среды. Необходимо обеспечивать допуск к образованию, качественные рабочие места с достойной заработной платой, соответствующей рынку по региону», — сказал научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.
Участники рассказали о таких возможностях, как дистанционное обучение. Однако отмечается, что получившие образование удаленно менее способны интегрироваться и трудоустраиваться в дальнейшем. Поэтому важно развивать получение именно очного обучения, в стенах вуза.
Подводя итоги встречи, участниками выявилось множество проблемных сфер в обеспечении доступной среды в высших учебных заведениях — от нехватки кадров до отсутствия специальной техники. Опираясь на сформулированные в исследовании выводы, общественники и эксперты выступили с рядом инициатив по изменению действующих нормативно-правовых актов, направленных на повышение доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В частности: уйти от ограничения для инвалидов «один вуз — одна специальность», отказаться от практики указания в ИПРА конкретного вуза и/или специальности.
Кроме того, представляется целесообразным расширить функционал ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), дополнив его инженерно-технической и кадровой составляющей, а также внедрить единый стандарт раздела сайта вуза, посвященного обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
Данные предложения будут направлены в Правительство РФ, Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов, в Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и другие профильные министерства и ведомства.
Также по итогам мониторинга был представлен интегральный рейтинг вузов по уровню доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Первое место занял Московский государственный гуманитарно-экономический университет, второе — МГТУ им. Н.Э. Баумана, а третье — Дагестанская государственная медицинская академия.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться