Такой факт удалось установить исследователям Университета города Хайфа на севере Израиля. «Даже совсем маленькие дети проявляют признаки злорадства, когда несправедливая ситуация разворачивается на 180 градусов», — говорится в поступившем в представительство ТАСС официальном сообщении пресс-службы Хайфского университета.
Как рассказала руководитель исследования, профессор кафедры психологии Университета Хайфы Симон Шамай-Цори, полученные данные «подтвердили теорию о том, что злорадство — это эволюционный механизм, который развивается в нас, когда мы сталкиваемся с ситуациями несправедливости». Он появляется в результате соперничества за ограниченный ресурс, к примеру, в ходе борьбы братьев и сестер за внимание родителей, отмечают израильские исследователи.
«До настоящего момента преобладающим среди ученых было мнение, что дети в возрасте до 7 лет недостаточно эмоционально развиты для того, чтобы испытывать подобные чувства», — отмечают в Университете Хайфы. Именно поэтому исследование под руководством Шамай-Цори было направлено на то, чтобы выяснить, чувствуют ли что-либо подобное злорадству дети в раннем детстве — в возрасте 2-3 лет. Для этого ученые собрали 35 групп, состоящих из трех человек: матери с ребенком и еще одного ребенка того же возраста. Необходимым условием было, чтобы дети являлись друзьями. Эти группы подвергались воздействию двух схожих ситуаций, но с одним кардинальным различием.
Первая ситуация — ситуация «равенства». Мать говорила детям вместе играть, а сама удалялась за стол, полностью игнорируя их на протяжении двух минут. Затем женщина брала книгу и начинала вслух читать, не обращаясь ни к кому из детей, еще две минуты. После этого она поднимала со стола стакан воды, и как бы «случайно» проливала его на книгу. Во второй условной ситуации «неравенства» мать после двух минут молчания брала на руки чужого ребенка, и следующие две минуты читала вслух книгу именно ему. Затем она так же «случайно» проливала стакан воды на книгу.
Оказалось, когда несправедливая ситуация неравенства завершалась инцидентом со стаканом воды, родной ребенок матери начинал проявлять интенсивные признаки счастья: прыгать, хлопать в ладоши, а также кататься по полу от радости. При этом пролитая на книгу вода в ситуации «равенства», когда мать читала книгу вслух, не выделяя никого из детей, подобной реакции не вызывала.
Психологи из Университета Хайфы пришли к выводу, что фактором, вызывающим прилив счастья у родного ребенка матери, оказывалось именно то, что оказавшийся конкурентом друг переставал наслаждаться чтением книги из-за пролитой воды.
В результате ученые заключили, что злорадство укрепляется среди детских эмоций существенно раньше, чем предполагалось. «Механизм социального сравнения, когда мы сравниваем то, что есть у нас, с тем, что есть у других, а также чувство справедливости, развиваются на очень раннем этапе жизни и являются частью механизма позитивной эволюции, которая позволяет справляться с ситуациями неравенства», — отметила Шамай-Цори. «Поскольку реакция социального сравнения связана с такими чертами характера, как самоуважение и альтруизм, вполне возможно, что люди, которые недостаточного о себе мнения, более подвержены таким эмоциям, как злорадство», — резюмировала она.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться