Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Психиатрия и психология Аналитика
08 октября 2014, 15:00 X 4883 K 0

Игры, в которые играют дети

К сожа­ле­нию, роль игры в жизни ребенка неко­то­рые роди­тели недо­оце­ни­вают. Они пред­по­чи­тают загру­зить ребенка полез­ными увле­че­ни­ями (кружки, языки, бас­сейн) и дать вече­ром в руки план­шет, чем поз­во­лить играть во дворе со сверст­ни­ками или при­гла­шать дру­зей домой. «Чем больше занят, тем меньше вре­мени на глу­по­сти», — думают они из луч­ших побуж­де­ний, а потом удив­ля­ются, почему ребе­нок, читав­ший в 3 года сти­хи на память, ста­но­вится средним по успеваемости в школе. О зна­че­нии игр в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти ребенка МЕД-инфо рас­ска­зы­вает пси­хо­лог Екатерина Вашукова.

«Дети дошколь­ного воз­раста должны играть и общаться со сверст­ни­ками, это залог гар­мо­нич­ного раз­ви­тия лич­но­сти. Доказано, что дети, кото­рые с 3 до 6 лет активно играли с дру­гими детьми, впо­след­ствии (классу к 2–3) пока­зы­вают луч­шие резуль­таты в учебе, чем те, кто все это время про­вел за чте­нием, сче­том и шах­ма­тами. Активные и роле­вые игры раз­ви­вают у ребенка не только ком­му­ни­ка­тив­ные навыки, но и улуч­шают память и логику», — объясняет Е. Вашукова.

Активная игра, тре­бу­ю­щая работы вооб­ра­же­ния и ком­му­ни­ка­ции с детьми и взрос­лыми, — есте­ствен­ная потреб­ность рас­ту­щего орга­низма, эффек­тив­ный инстру­мент вос­пи­та­ния и все­сто­рон­него раз­ви­тия ребенка. Со сто­роны это может пока­заться бес­по­лез­ной тра­той вре­мени, но для ребенка это един­ствен­ный спо­соб само­ре­а­ли­за­ции и луч­шая под­го­товка к взрос­лой жизни, потому что он фор­ми­рует свой взгляд на мно­гие вещи, при­об­ре­тает новые и углуб­ляет уже име­ю­щи­еся у него зна­ния о пред­ме­тах, изу­чает их свой­ства и учится пони­мать основ­ные законы обще­ства и природы.

Активные и роле­вые игры раз­ви­вают у ребенка не только ком­му­ни­ка­тив­ные навыки, но и улуч­шают память, логику и спо­соб­ность запо­минать

«Современные дети не стали играть меньше, — про­дол­жает психолог, — но они стали играть иначе, честно ска­зать, хуже, и отча­сти в этом есть вина взрос­лых. В нашем дет­стве не было такого коли­че­ства игру­шек, как сей­час, и мы их при­ду­мы­вали сами! Один и тот же камень сна­чала мог быть машин­кой, потом — котен­ком. Листочки были и едой для кукол, и одеж­дой, и день­гами! Мы при­ду­мы­вали, вооб­ра­жали, фан­та­зи­ро­вали, чтобы было весе­лее! Сегодня же ничего изоб­ре­тать не надо: игрушки стали настолько реа­ли­стич­ными, что не сти­му­ли­руют ребенка к фан­та­зии. Это, в свою оче­редь, не спо­соб­ствуют раз­ви­тию кре­а­тив­но­сти и твор­че­ству. Более того, игрушки поку­па­ются и выки­ды­ва­ются сот­нями — мы, взрос­лые, ком­пен­си­руем так недо­ста­ток обще­ния и вни­ма­ния, потому что боль­шую часть дня про­во­дим на работе, а вече­ром неве­ро­ятно устаем и хотим про­сто поси­деть в тишине».

Игрушки стали настолько реа­ли­стич­ными, что не сти­му­ли­руют ребенка к фан­та­зии.

В игре ребе­нок раз­ви­вает любо­зна­тель­ность, фан­та­зию, уме­ние усту­пать и дого­ва­ри­ваться, фор­ми­рует отно­ше­ние к людям и к жизни. Ребенок в игро­вой форме вос­про­из­во­дит все то, что видел и пере­жил. По направ­лен­но­сти игры можно судить о состо­я­нии внут­рен­него мира ребенка, его потреб­но­стях, инте­ре­сах и стра­хах. И не все­гда игры бывают доб­рыми и хоро­шими или такими, какими их хотите видеть вы.

«В моей прак­тике был слу­чай, когда мама очень боя­лась, что сын вырас­тет хули­га­ном. Она вся­че­ски ста­ра­лась отго­ро­дить его от наси­лия: не поку­пала писто­леты, не пока­зы­вала фильмы с убий­ствами, читала доб­рые сказки. Каково же было ее удив­ле­ние и ужас, когда она застала сына, бега­ю­щего с длин­ной пал­кой, кото­рая заме­няла ему авто­мат, во время игры в воен­ного», — рассказывает Е. Вашукова.

Мы не должны забы­вать о том, что кроме роди­те­лей детей вос­пи­ты­вает обще­ство — дру­гие дети, их роди­тели, вос­пи­та­тели, теле­ви­де­ние, книги. В этой ситу­а­ции луч­ший выход — стать сво­ему ребенку дру­гом и начать играть вме­сте с ним. Родитель — пер­вый при­мер для под­ра­жа­ния, и важно сохра­нить это пре­иму­щество.

В игре ребе­нок раз­ви­вает любо­зна­тель­ность, фан­та­зию, уме­ние усту­пать и дого­ва­ри­ваться, фор­ми­рует отно­ше­ние к людям и к жизни

«Не стоит уни­жать ребенка, запре­щая ему делать то, что дела­ешь сам, — реко­мен­дует специалист, — если роди­тели целый вечер про­во­дят перед теле­ви­зо­ром или уткнув­шись в смарт­фон, бес­по­лезно рас­счи­ты­вать, что ребе­нок пред­по­чтет такому же досугу что-то полез­ное, напри­мер, чте­ние. А запре­щая ребенку в такой ситу­а­ции смот­реть теле­ви­зор или играть на план­шете, вы авто­ма­ти­че­ски уни­жа­ете его, потому что открыто пока­зы­ва­ете, что не счи­та­ете рав­ным.

Луч­ший выход — стать сво­ему ребенку дру­гом и начать играть вме­сте с ним.

Кончено, в совре­мен­ном обще­стве трудно уде­лять ребенку столько вре­мени, сколько он тре­бует. Семьи стали меньше — нет столько родни, гото­вой вне­сти свой вклад в вос­пи­та­ние. Немаловажной про­бле­мой „мира игру­шек“ ста­но­вится и есте­ствен­ное жела­ние ребенка быть не хуже сверст­ни­ков в саду или в школе, куда часто при­но­сят доро­гие игрушки и элек­трон­ные устрой­ства. И важно не кате­го­рично запре­щать, а дози­ро­вать время, кото­рое ребе­нок про­во­дит с гад­же­том, пред­ла­гая ему достой­ную аль­тер­на­тиву или же изна­чально пози­ци­о­ни­руя гад­жет как награду».

Создайте ребенку игро­вое про­стран­ство и выде­лите в своем и в его рас­пи­са­нии для этого время. Играйте вме­сте со сво­ими детьми как можно чаще, ведь сов­мест­ная игра — основ­ное сред­ство раз­ви­тия и инстру­мент, спо­соб­ству­ю­щий раз­ви­тию вза­и­мо­по­ни­ма­ния и доверия.

Фотография в тексте: из личного архива Е. Вашуковой


Читайте также в рубрике «Аналитика»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта