Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Медицина и общество Аналитика
02 сентября 2014, 11:00 X 2439 K 0

Принесет ли Ice Bucket Challenge долгосрочную пользу?

Мас­штаб­ная кам­па­ния Ice Bucket Challenge, на­прав­лен­ная на уве­ли­че­ние осве­дом­лен­но­сти о бо­ко­вом амио­тро­фи­че­ском скле­ро­зе (ALS) и при­зван­ная со­брать по­жерт­во­ва­ния на борь­бу с этой бо­лез­нью, про­дол­жа­ет на­би­рать обо­ро­ты. На се­го­дняш­ний день она ста­ла уни­каль­ным при­ме­ром успеш­ной ак­ции, став­шей по­пу­ляр­ной в со­ци­аль­ных се­тях и осве­щен­ной жур­на­ли­ста­ми во мно­гих стра­нах мира.

В Ice Bucket Challenge при­ня­ли уча­стие та­кие гол­ли­вуд­ские звез­ды, как Сти­вен Спил­берг, Том Круз, Джон Бон Джо­ви, Джен­ни­фер Ло­пес и Брит­ни Спирс, а так­же Бил Гейтс, Марк Цу­кер­берг, фут­бо­лист Криш­ти­а­ну Ро­нал­ду и дру­гие зна­ме­ни­то­сти. Идея кам­па­нии за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век ли­бо сам, ли­бо с по­мо­щью дру­зей дол­жен об­лить се­бя вед­ром ле­дя­ной во­ды (имен­но та­кие ощу­ще­ния, как объ­яс­ня­ют ав­то­ры идеи, ис­пы­ты­ва­ют лю­ди, боль­ные бо­ко­вым амио­тро­фи­че­ским скле­ро­зом), а за­тем сде­лать по­жерт­во­ва­ния в фонд изу­че­ния бо­лез­ни и но­ми­ни­ро­вать сво­их дру­зей на про­хож­де­ние ис­пы­та­ния.

В фонд бла­го­тво­ри­тель­ной ор­га­ни­за­ции ALS Association уже по­сту­пи­ли по­жерт­во­ва­ние на сум­му бо­лее $ 53,3 млн, при том что в про­шлом го­ду бы­ло со­бра­но лишь $ 2,2 млн. Без­услов­но, это впе­чат­ля­ю­щее до­сти­же­ние, од­на­ко экс­пер­ты за­да­ют­ся во­про­сом: бу­дет ли дан­ная кам­па­ния иметь дол­го­сроч­ный эф­фект? Ис­сле­до­ва­тель Sauder School of Business, Ван­ку­вер, Кирк Кри­стоф­фер­сон (Kirk Kristofferson) под­чер­ки­ва­ет, что ра­зо­вый пик по­жерт­во­ва­ний яв­ля­ет­ся лишь ча­стью успе­ха, ведь по­доб­ные ор­га­ни­за­ции су­ще­ству­ют за счет по­сто­ян­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния.

В Ice Bucket Challenge при­ня­ли уча­стие та­кие гол­ли­вуд­ские звез­ды, как Сти­вен Спил­берг, Том Круз, Джон Бон Джо­ви, Джен­ни­фер Ло­пес и Брит­ни Спирс, а так­же Бил Гейтс, Марк Цу­кер­берг, фут­бо­лист Криш­ти­а­ну Ро­нал­ду и дру­гие зна­ме­ни­то­сти.

Бо­лее то­го, да­ле­ко не все участ­ни­ки, об­лив­шие се­бя ле­дя­ной во­дой, пе­ре­хо­дят к сле­ду­ю­ще­му ша­гу и де­ла­ют по­жерт­во­ва­ния. Та­кое яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся сл­эк­ти­визм (от англ. slacktivism): лю­ди пуб­лич­но вы­ра­жа­ют свою под­держ­ку ка­ко­му-ли­бо бла­го­тво­ри­тель­но­му на­чи­на­нию, ста­вят лай­ки в Facebook и пуб­ли­ку­ют ин­фор­ма­цию у се­бя на сте­не. При этом они ис­пы­ты­ва­ют чув­ство удо­вле­тво­ре­ния, счи­тая, что при­ня­ли уча­стие в хо­ро­шем де­ле, но по­жерт­во­ва­ний или ка­ких-то дру­гих ак­тив­ных дей­ствий не пред­при­ни­ма­ют.

Кри­ти­ки кам­па­нии так­же за­да­ют­ся во­про­сом, смо­жет ли ак­ция ком­пен­си­ро­вать умень­ше­ние бюд­же­та, ко­то­рое ста­ло ре­зуль­та­том со­кра­ще­ния фи­нан­си­ро­ва­ния про­грамм На­ци­о­наль­но­го ин­сти­ту­та здра­во­охра­не­ния США

На­при­мер, по дан­ным New York Times, в те­че­ние пер­вых 2 не­дель по­сле на­ча­ла ак­ции в YouTube по­яви­лось 1,2 млн но­вых ви­део от лю­дей, при­няв­ших уча­стие в Ice Bucket Challenge, од­на­ко лишь 107 000 дей­стви­тель­но сде­ла­ли по­жерт­во­ва­ния в фонд изу­че­ния бо­лез­ни. Кро­ме то­го, про­бле­ма за­клю­ча­лась в том, что мно­гие участ­ни­ки не со­всем вер­но по­ня­ли пра­ви­ла ак­ции и счи­та­ли, что об­лив се­бя ле­дя­ной во­дой, им уже не нуж­но вно­сить по­жерт­во­ва­ния. Од­на­ко сей­час, как объ­яс­ня­ет К. Кри­стоф­фер­сон, по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий ста­ла бо­лее по­нят­ной.

Бу­дут ли ге­рои YouTube-ви­део под­дер­жи­вать фонд в даль­ней­шем, во­прос спор­ный. Со­глас­но ис­сле­до­ва­нию, опуб­ли­ко­ван­но­му в жур­на­ле Journal of Consumer Research, лю­ди бо­лее склон­ны де­лать по­втор­ные по­жерт­во­ва­ния, ес­ли преды­ду­щие не афи­ши­ро­ва­лись, чем ес­ли ин­фор­ма­ци­ей об уча­стии в бла­го­тво­ри­тель­ной ак­ции де­ли­лись в со­ци­аль­ных се­тях. «Ко­гда мы при­ни­ма­ем уча­стие в чем-то хо­ро­шем и зна­чи­мом, как, на­при­мер, бла­го­тво­ри­тель­ная ак­ция, мы чув­ству­ем се­бя луч­ше, — объ­яс­ня­ет К. Кри­стоф­фер­сон. — Од­на­ко при этом по­яв­ля­ет­ся фе­но­мен „нрав­ствен­ной при­ви­ле­гии“ (moral licensing): я внес свой вклад, те­перь мне поз­во­ле­но быть эго­и­стом».

Лю­ди бо­лее склон­ны де­лать по­втор­ные по­жерт­во­ва­ния, ес­ли преды­ду­щие не афи­ши­ро­ва­лись, чем ес­ли ин­фор­ма­ци­ей об уча­стии в бла­го­тво­ри­тель­ной ак­ции де­ли­лись в со­ци­аль­ных се­тях

Кри­ти­ки кам­па­нии так­же за­да­ют­ся во­про­сом, смо­жет ли ак­ция ком­пен­си­ро­вать умень­ше­ние бюд­же­та, ко­то­рое ста­ло ре­зуль­та­том со­кра­ще­ния фи­нан­си­ро­ва­ния про­грамм На­ци­о­наль­но­го ин­сти­ту­та здра­во­охра­не­ния США. Пред­ста­ви­те­ли ALS Association на­де­ют­ся про­дол­жить на­ча­тые ис­сле­до­ва­ния и со­об­щи­ли, что по­лу­чен­ные сред­ства пой­дут на 3 це­ли: изу­че­ние бо­ко­во­го амио­тро­фи­че­ско­го скле­ро­за; по­мощь и под­держ­ка боль­ных; ра­бо­та с го­су­дар­ствен­ны­ми учре­жде­ни­я­ми для раз­ра­бот­ки за­ко­нов, об­лег­ча­ю­щих жизнь лю­дей, стра­да­ю­щих от это­го за­бо­ле­ва­ния. Око­ло $ 7 млн уже бы­ло вы­де­ле­но в ка­че­стве гран­та 98 уче­ным, ко­то­рые бу­дут ис­сле­до­вать при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния бо­лез­ни и раз­ра­ба­ты­вать но­вые ме­то­ды ле­че­ния.

В фонд бла­го­тво­ри­тель­ной ор­га­ни­за­ции ALS Association уже по­сту­пи­ли по­жерт­во­ва­ние на сум­му бо­лее $ 53,3 млн, при том что в про­шлом го­ду бы­ло со­бра­но лишь $ 2,2 млн.

«Впе­ре­ди нам пред­сто­ит еще очень длин­ный путь, — де­лится сво­и­ми мыс­ля­ми док­тор Эзи­кейл Эма­ну­эль (Ezekiel Emanuel) из University of Pennsylvania. — Как при­мер ви­рус­ной кам­па­нии в со­ци­аль­ных ме­диа, эта ак­ция ве­ли­ко­леп­на. О пер­спек­ти­вах даль­ней­ше­го изу­че­ния бо­лез­ни и про­ве­де­ния се­рьез­ных ис­сле­до­ва­ний, я был бы бо­лее скеп­ти­чен». Не­смот­ря на это, экс­пер­ты до­бав­ля­ют, что нель­зя от­ри­цать тот факт, что о на­ли­чии про­бле­мы те­перь зна­ют мил­ли­о­ны, и его по пра­ву мож­но на­звать важ­ным ша­гом в борь­бе с бо­ко­вым амио­тро­фи­че­ским скле­ро­зом.

По ма­те­ри­а­лам Live Science


Читайте также в рубрике «Аналитика»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта