Доктор Кэтрин Руди (Kathryn Rudy), лектор Школы истории искусств (School of Art History) при Сент-Эндрюсском университете, применила специальный прибор – денситометр, чтобы измерить степень загрязнения средневековых религиозных книг. По предположению учёных, те страницы, которые оказались самыми засаленными, были наиболее популярными среди читателей средних веков.
Выяснилось, что самыми зачитанными страницами древних трактатов являются те, на которых содержится текст молитвы святому мученику Себастьяну. Согласно жизнеописанию святого, он был сначала расстрелян из луков, а затем забит до смерти камнями. По словам доктора Руди, его раны выглядели как симптомы бубонной чумы, из-за чего люди избрали его в качестве защитника от этой болезни. Напомним, что бубонная чума – преобладающая форма чумы у человека, относящаяся к особо опасным инфекциям. Считается, что именно этот недуг стал причиной так называемой «Чёрной смерти», опустошившей Европу в средние века (и результаты исследования лишний раз подтверждают такое предположение).
Помимо страха перед чумой, средневековые читатели, по всей видимости, отличались некоторой эгоистичностью: страницы с молитвами о собственном здравии оказались грязнее, а значит, были популярнее тех, которые помогали помолиться за ближнего. Кэтрин Руди считает свои выводы весьма ценными, так как религия в средние века была неотделима от здравоохранения и обыденной жизни, а, следовательно, многое может рассказать о быте и нравах тех лет.
Источник: BBC Russian
Фото: http://nttextualcriticism.blogspot.com
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Прекрасная фраза: "страницы с молитвами о собственном здравии оказались грязнее"!
Молиться о здравии мы завсегда, а трогать при этом грязные страницы или целовать пыльные иконы или зацелованные другими статуи - это всё неважно, "бог убережёт"!
от освящённых пасхальных яиц тоже вполне себе бывает сальмонеллёз.
Интересное направление мысли...
Но что тут скажешь, вера - это просто вера, и ни о каких сальмонеллах никто не думает.
Точно так же, как сутками стояли к Поясу Богородицы в лютый мороз.