Можно ли ставить эксперименты над людьми? Над этим вопросом некогда размышлял Михаил Булгаков в романе «Собачье сердце». Посвятил этой теме и свой рассказ «Цветы для Элджернона», позже переписанный в роман, американский писатель Дэниел Киз. В 1966 году книга получила премию «Небьюла» как лучший роман. А 11 октября 2013 года в Москве в Российском Академическом Молодежном Театре (РАМТ) состоялась премьера спектакля «Цветы для Элджернона» режиссера Юрия Грымова.
Мне посчастливилось побывать на премьере. Изначально я была скептически настроена. Да что уж, практически до конца спектакля я думала, что режиссер «сплоховал» и только испортил замечательный роман Д. Киза. Но буквально через 5 минут после финальных аплодисментов, я поняла, как сильно ошибалась.
Сказать честно, я настороженно отношусь к различным экранизациям и постановкам романов и повестей, изначально не предназначенных для этого. Так было и с книгой «Цветы для Элджернона». Роман написан в форме дневниковых записей, в которых показано, как менялся главный герой. Это история об умственно-отсталом мужчине 37-ти лет (Чарли), которого отобрали для участия в эксперименте. Чарли сделали операцию, которая должна была поднять его уровень IQ и тем самым сделать из него нормального (в нашем понимании) человека. До этого такие операции проводились только на мышах, одним из которых был Элджернон. Мышь действительно стал отличаться от своих сородичей и проходил тесты и лабиринты с удивительной легкостью, хотя до операции показывал совсем другие результаты.
Операция подействовала положительно и на Чарли, который стал умнеть. Но потом все пошло не так, как хотелось бы. Врачи ошиблись в расчетах, и через некоторое время Чарли встал на путь регрессии, так же как и Элджернон.
Врачи ошиблись не только в этом. Они сравнивали Чарли с мышью. От него ожидали тех же поступков, ассоциируя их как равных. Но Чарли был личностью всегда. Он имел друзей, да, пусть они над ним потешались и издевались. Но он этого не замечал. У него был дом — пекарня, где старый друг его дяди приглядывал за ним. Чарли помнил и любил своих родителей, которые отказались от него.
Операция не только сделала его на время умным, но и раскрыла ему глаза на его жизнь. Он стал вспоминать, как его мать кричала на него, ненавидя его за слабоумие. Он вспомнил родную сестру, которую родители оградили от Чарли, сослав его к дяде. Он увидел всю грязь и лицемерие этого мира, которых не замечал прежде. Его жизнь рухнула. И ради чего? Ради нескольких месяцев, чтобы побыть как «все».
«Немур [профессор — прим.] совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью», — размышляет Чарли. К сожалению, эти слова вне времени. Мы часто не осознаем, что человек — это личность, и никто не имеет права вмешиваться в судьбу человека, решать за него, думать за него.
Режиссер Юрий Грымов мастерски воплотил эту идею на сцене РАМТ. Актер Максим Керин, сыгравший Чарли, выразил все переживания умственно отсталого мужчины, показал развитие и регрессию этого отдельно взятого человека. Но главное, показал его личность. Декорации в зависимости от действия то нагнетали состояние, то подчеркивали ритм современной жизни. Они, можно сказать, были действующими героями — большие полотна ткани, которые раздувались, накатывали, поглощали. Своеобразные облака воспоминаний маленького Чарли, которые разрастались, превращались в тучи по мере того, как он умнел и все больше видел истинную суть происходящего и происходившего.
«Я очень хотел увидеть на сцене героев со своими пороками и страстями; чтобы зрители узнавали в них себя. Любовь, человечность, страсть, познание... Для меня было важно рассказать зрителю загадочную и безумно интересную историю Чарли именно сегодня, в наше ускорившееся время, которому так не хватает человечности», — рассказал Юрий Грымов. Что ж, у режиссера получилось.
Осознавая спектакль по дороге домой, я поняла, как гармонична в нем каждая деталь. Это даже сложно передать словами, это нужно увидеть. Чего я вам и советую — отправляйтесь в театр и погрузитесь в размышления о том, насколько важно ценить и уважать каждого человека. И действительно ли необходимо иметь высокий IQ, чтобы быть личностью...