Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

01 апреля в 21:07
Врачи освоили современные методы гидрокинезиотерапии

03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом



Педиатрия Статьи
29 апреля 2013, 11:00 X 6805 K 0

Аутизм у ребенка: проявления, правила воспитания

Согласно DSM III, аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 2,5 лет) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией (неконтролируемым автоматическим повторением слов, услышанных в чужой речи), причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества, но, в редких случаях, отклонения проявляются в первые 5 лет.

Аутизм – это расстройство, связанное с нарушением развития головного мозга ребенка. Образно говоря, система, отвечающая за восприятие внешних стимулов, дает сбой, в результате которого малыш неоправданно остро реагирует на одни явления внешнего мира, а других, напротив, совершенно не замечает, игнорирует.

При слове «аутизм» многие наверняка вспоминают Рэймонда, молодого человека, страдавшего данным недугом, но наделенного при этом энциклопедической памятью и исключительными математическими способностями, образ которого в фильме «Человек дождя» создал киноактер Дастин Хоффман, удостоившийся «Оскара» за свою игру. На самом же деле, большинство детей-аутистов не обладает подобными сверхспособностями, хотя, справедливости ради, надо отметить, что бывают среди них и исключения, вызванные так называемым синдромом саванта или савантизмом (от слова savant – ученый). Одаренных аутистов насчитывается, по разным данным, от 0,5 до 10%.

Все существующие диагностические системы (DSM-III-Р, DSM-IV и МКБ-10) сходятся во мнении, что для постановки диагноза аутизма в клинической картине должны присутствовать 3 основных нарушения:

  • недостаток социального взаимодействия;
  • недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной);
  • недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

Когда эти 3 группы симптомов проявляются вместе, их часто называют «триадой». Между тем, узких диагностических критериев заболевания значительно больше. Об аутизме говорят, если у малыша отсутствует спонтанное желание поделиться своей радостью, наблюдается задержка развития или полное отсутствие разговорной речи, неспособность поддерживать беседу и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Отсутствие желания играть и скудность воображения при постоянной увлеченности небольшим набором стереотипных действий, ритуалов – это также недобрый знак.

Нужно знать, что дети с диагнозом «аутизм» очень сильно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что малыши могут иметь разнообразные отклонения, не относящиеся к основному недугу. Чаще всего, заявляют о себе умственная отсталость и эпилепсия. Кроме того, степень нарушения когнитивных, речевых и социальных навыков всегда индивидуальна. У некоторых детей, как говорилось выше, на фоне аутизма, напротив, проявляются незаурядные умственные способности. В связи с этим никогда нельзя точно спрогнозировать, какова будет картина заболевания у конкретного маленького пациента.

Аутизм как «экстремальное одиночество» 

Ребенок с диагнозом «аутизм» представляет своего рода «вещь в себе» и практически полностью отрезан от внешнего мира. У него нарушена эмоциональная связь даже с самыми близкими людьми. Малыш как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, в «скорлупе». Речевое и интеллектуальное недоразвитие не позволяют ему адекватно выражать собственные мысли и настроения. Стереотипность поведения и повторяющиеся аффективные действия разительно сужают круг взаимодействия с внешним миром, не позволяют развиваться чувственной сфере, одаривают страхом изменений и делают отрицательные переживания и тревогу ведущими качествами душевной организации. Однако, вопреки распространенному убеждению, дети-аутисты вовсе не предпочитают одиночество, им всего лишь сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство одиночества в данном случае связано, скорее, с низким качеством уже имеющихся отношений, нежели чем с небольшим числом друзей.

Аутизм – болезнь или «особое» состояние психики?

Несмотря на высокий уровень развития научного знания, сведений об аутизме не слишком много. Известно, что при этом заболевании отмечаются нарушения во многих участках мозга, но как именно они развиваются – неясно. Вызывает ли заболевание редко возникающая мутация или сложное взаимодействие «здоровых» генов – еще один вопрос, на который в наши дни не дано внятного ответа. Причины аутизма до сих пор не выявлены. Все эти факты дают возможность дискутировать на тему того, является ли аутизм болезнью или же это просто «особое», альтернативное состояние психики.

Как ни удивительно, но члены своеобразного культурного сообщества людей с описываемым недугом придерживаются второй точки зрения. Не всем детям с данным заболеванием удается в зрелом возрасте перейти к самостоятельной жизни, но некоторые из них добиваются немалых успехов и даже оставляют свой вклад в науке. Например, Тэмпл Грандин (известная женщина-аутист, эксперт по поведению животных, профессор животноводства в Университете штата Колорадо и автор нескольких популярных книг) описала свою неспособность вникнуть в социальные взаимодействия людей с нормальным развитием, как ощущения «антрополога на Марсе».

Некоторые проявления аутизма у ребенка:

  • искажение реакции на дискомфорт у младенца: чрезмерно бурный испуг и плач в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители (отсутствие реакции на голод, мокрые пеленки или подгузники, холод);
  • ослабление реакции на позу кормления, лишь незначительное выражение удовольствия после кормления (могут быть трудности кормления, когда ребенок отказывается от груди или вяло сосет, или же наоборот, сосет грудь очень жадно и не может насытиться);
  • искажение реакции «комплекса оживления»: готовность к общению проявляется при отсутствии взрослого человека и относится к неодушевленным предметам, например, к висящей над кроватью игрушке;
  • позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым;
  • младенцы уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя;
  • ребенок редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека;
  • дети не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми;
  • уверенность в привязанности умеренно снижена, хотя при более высоком интеллектуальном развитии или менее выраженном аутистическом расстройстве этот показатель нормализуется;
  • взрослея, дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций,
  • возможно проявление агрессии и приступов гнева;
  • склонность к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребенок отвечает: «Тебя зовут Дима», не заменяя слово «тебя» на «меня»), низкий словарный запас;
  • различные расстройства сна у ребенка,
  • иногда проявляется гиперактивность и дефицит концентрации внимания;
  • малыш смотрит как будто сквозь, мимо человека, его взгляд плывущий, отрешенный;
  • больший интерес вызывают предметы, а не люди: ребенок может часами заворожено следить за движением пылинок в луче света или рассматривать свои пальцы, крутя ими перед глазами, но не реагировать на призывы матери.

Основные правила воспитания ребенка с аутизмом:

  • Постоянные занятия, направленные на повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. «Уроки» нельзя прерывать или пропускать, в крайнем случае – лишь незначительно сокращать по времени. Характер занятий подбирается индивидуально, с учетом особенностей течения заболевания.
  • Четкий режим дня (помните: дети-аутисты болезненно воспринимают любые изменения, будь то сбои в распорядке дня или перестановка предметов в комнате).
  • Постоянное общение, в том числе – тактильное (через прикосновения), хоть дети с аутизмом его и недолюбливают. Между тем, легкий вечерний массаж способен помочь справиться с бессонницей.
  • Обеспечение ребенку возможности периодического уединения. В квартире должно быть безопасное место, где малыша никто не побеспокоит.
  • Соблюдение особой диеты с ограничением продуктов, богатых казеином и глютеном, а также сладкого (дети с аутизмом склонны к аллергиям и часто страдают пищевой непереносимостью).

Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта