Недавно МЕД-инфо побывал в Венгрии. За это время нам удалось не только посмотреть самые знаменитые места страны, но и попытаться понять, как жил и работал Гедеон Рихтер. Тот самый Рихтер, чьим именем назван фармацевтический завод.
Компания «Гедеон Рихтер» была основана в 1901 году. У создателя была довольно тяжелая судьба: он работал в аптеке, которая, кстати, существует и по сей день, много занимался исследованиями, в конце жизни был расстрелян нацистами, а тело сброшено в реку. Сейчас в Будапеште на этом месте есть памятник холокоста в виде туфель на берегу Дуная. О жизни Рихтера нам показали удивительно трогательный документальный фильм по дороге на биотехнологическое предприятие в Дебрецене.
Итак, Дебрецен представляет собой второй по численности город Венгрии. Здесь маленькие улочки, тихие кафешки и много водолечебниц. И кажется, царит полная тишина. Однако, приехав на завод «Гедеон Рихтер», понимаешь, что жизнь кипит, завод работает на полную мощность, люди трудятся, исследуют, анализируют и планируют производство новых препаратов.
Сегодня «Гедеон Рихтер» — это специализированная компания, ориентированная на инновации. Здесь занимаются не только разработками и исследованиями, но и производством и продвижением препаратов. Это так называемая вертикальная структура. Выручка за 2016 год составила 1,25 млрд евро. Компания представлена на рынках 5 континентов, где работает около 12 тысяч сотрудников.
«Мы тратим на исследования 10% от общей выручки, — рассказывает руководитель департамента по связям с общественностью и работе с государственными органами компании Gedeon Richter Жужанна Беке. — Наша компания — важный исследовательский центр на территории Центральной и Восточной Европы, 1 000 сотрудников работает над разработкой новых препаратов и исследованиями. Более чем в 100 странах мира продают свыше 200 препаратов компании. Так, 90% наших доходов — от экспорта. Мы присутствуем в 45 странах непосредственно, это 8 производственных площадок, 29 представительств, 38 оптовых и розничных предприятий. У нас есть 5 заводов за границей. А всего их 8. Половина сотрудников работает за рубежом, в России же трудится 1 500 человек».
Компания специализируется на определенных сегментах, куда, во-первых, входит женское здоровье и все продукты по гинекологии. Кстати, именно они составляют основную статью доходов (38% от общей выручки). В 2016 году сумма составила 400 млн евро. Компания фокусируется на оригинальных разработках и научных исследованиях. Это второе. И третье — это один из самых перспективных сегментов рынка, биотехнологии. Спикер упомянула о том, что сегодня компания продает один биотехнологический препарат (биосимиляр) для лечения бесплодия. И еще несколько таких препаратов находятся на стадии разработки и исследования.
На международном уровне «Гедеон Рихтер» располагает признанным опытом на рынке стероидных гормонов, говорит эксперт. «У нас есть и оригинальные препараты, и дженерики. Мы предлагаем полный комплекс для лечения гинекологических проблем у женщин всех возрастов. Сюда входят как препараты для контрацепции, так и для лечения бесплодия, и те, которые заменяют гормоны для женщин в определенном возрасте. Есть один оригинальный препарат для лечения миомы матки: при курсовом использовании он может даже исключить необходимость ее удаления», — добавила Жужанна Беке.
Компания проводит и социальные проекты, в которых уделяет большое значение женскому здоровью. Так, в России в третью неделю апреля, начиная с 2016 года проходит «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер». В Германии проходит информационная кампания о методах контрацепции. В Венгрии реализуется сразу несколько проектов, подчеркивающих уникальность женщины и важность заботы о ее здоровье и благополучии.
Биотехнологии: что это такое
Классическая биотехнология началась в 20-30-х годах прошлого века с того, что из органов животных стали получать экстракты гормонов. В 50-е годы начали работать с технологиями, где в основу легла работа с клетками и микробами. Тогда же появились процессы, которые связаны с разработкой витамина В12. В 2006 году было принято решение заняться биотехнологиями и начать развиваться в этом направлении.
Совместное предприятие компании Richter-Helm Biologics, расположенное в Германии, разрабатывает и производит препараты путем ферментации бактериальных клеток. «Если говорить о ферментации клеток, мы используем как клетки бактерий, так и млекопитающих. Richter-Helm специализируется на первом, в то время как мы в Дебрецене работаем с клетками млекопитающих», — говорит Балаж Кишш, директор завода в Дербецене, который провел для нас познавательную экскурсию и показал производство. Здесь производят как субстанции, так и окончательные продукты, а также выпускают препараты на заказ. Биотехнологические научно-исследовательские лаборатории и опытное производство расположены в Будапеште.
Эксперты подчеркивают гибкость предприятия, так как можно реализовать много различных технологий. «Мы располагаем гибридными производственными линиями, имеем некоторые модули одноразового пользования, чего нет у наших конкурентов. На данный момент мы устанавливаем вторую производственную линию, — говорит Балаж Кишш. — На этом рынке уже есть производители, которые занимаются биотехнологиями, но очень немногие способны запускать последовательно различные производственные технологии».
Что нужно знать
Мало кто знает, что слово «биотехнология» впервые придумано именно венгром. В 1919-1920 годах министр сельского хозяйства написал материал на немецком языке (поскольку в первой половине 20 века было характерно использование именно немецкого) и в нем употребил термин «биотехнология». Это использование живых организмов для получения продуктов, улучшающих нашу жизнь и самочувствие. Определение актуально и по сей день: принцип остался тот же. Сегодня эти клетки используются для более серьезных процессов в соответствии с потребностями медицины.
По словам экспертов, для производства лекарств они используют в первую очередь простые вещества в виде клеток. Например, в сфере промышленной биотехнологии в 90% случаев используется бактерия E.Coli, поскольку у этой бактерии известен весь генетический код.
«В рамках ДНК мы знаем, какие сегменты менять, чтобы она производила белок, который нам необходим», — говорит Балаж Кишш. Типичный продукт — инсулин, который получен в конце 70-х годов. Кстати, это один из отходов этой клетки: инсулин они просто выделяют. У клетки есть свои границы — не все лекарства она способна производить. Поэтому здесь используются клетки как бактериального, так и животного происхождения. Животные клетки добываются из яичников китайского хомячка. В 60-х годах для исследовательских целей было запущено клонирование этих клеток и с тех пор это неизменно. Сегодня есть несколько клонирующих фирм, которые поставляют необходимый материал в «Гедеон Рихтер». Кстати, на территории предприятия есть даже газохранилища, которые позволяют клеткам дышат.
Как производят рекомбинантные белки и моноклональные антитела? Собственно, это является профилем компании. Сначала происходит стадия ферментации, затем сепарирования (отделения клетки от белков), процесс очистки, кстати, длится достаточно долго. Так получается белок в чистом виде и остается последняя задача — наполнить ампулы. Расфасовка и остальные процессы происходят здесь же в соседних зданиях. Для наполнения используется специальный изолятор. Изоляторная технология состоит в том, что сотрудники находятся вне линии производства и используют для манипуляции специальные перчатки. На заводе создана глубоко автоматизированная организация процесса (специалисты за процессами наблюдают на мониторах). Она обеспечивает максимальную безопасность человеческого фактора ошибок.
Мы продолжим исследовать города и страны со своими особенностями, производствами и людьми, которые буквально заряжены своим делом.
Фото: Оксана Плисенкова и из архива компании
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться