Медицинская сестра в современной больнице или поликлинике давно уже перестала играть исключительно вспомогательную роль. Сегодня представители этой профессии стали полноценными участниками диагностического и лечебного процесса и полноправными помощниками врача. Учитывая постоянное появление в медицине и здравоохранении новых технологий, требования к профессионализму медицинских сестер возрастают год от года.
Повышение уровня знаний и навыков у сестринского персонала происходит непрерывно — и в этом большое подспорье оказывают различные образовательные программы, которых в любом регионе существует вполне достаточно. В Москве на протяжении нескольких последних лет, помимо стандартных форм обучения, организуются стажировки врачей и медицинских сестер в ведущих зарубежных клиниках.
Старт этому проекту был дан в 2012 году соглашением о сотрудничестве между Департаментом региональных дел, экономики и здравоохранения (DARES) кантона Женева (Швейцария), Университетской клиникой Женевы и Департаментом здравоохранения города Москвы. Также аналогичные соглашения были заключены с лидирующими медицинскими организациями Южной Кореи, Германии, Италии, Бельгии, Израиля и Словении.
По словам главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Департамента здравоохранения города Москвы Татьяны Амплеевой, с которой мы встретились в преддверии Международного дня медицинской сестры, за это время много московских специалистов прошли стажировку за рубежом. Только в 2017 году в Госпитале Шиба (Тель-Авив, Израиль) с опытом зарубежных коллег познакомились более 60 медсестер из Москвы.
— Всего стажировка продолжалась 12 дней, причем состав групп формировался таким образом, чтобы охватить практически все направления сестринской деятельности — реанимацию, хирургию, педиатрию, эндоскопию, а также приемные отделения, — рассказала Татьяна Амплеева. — Конечно, никаких манипуляций с пациентами наши медсестры не производили — это не допускается национальными законами без соответствующей лицензии. Но задача так и не ставилась, поскольку гораздо больший интерес представляли именно организационные моменты. Особенно такие, которые могут быть внедрены в практику московского здравоохранения. Либо на уровне отдельно взятой медицинской организации, либо в целом. И, судя по отзывам и отчетам участниц стажировок, «подсмотреть» им удалось немало...
Татьяна Амплеева
Подробнее о том, чему и как научились московские медсестры у своих коллег за рубежом, мы попросили рассказать участниц события.
Снежана Гурина, старшая медицинская сестра 2-го отделения анестезиологии и реанимации ГКБ № 31:
— Отбор участников стажировки проводил Департамент здравоохранения города Москвы по представлению администрации медицинских организаций. В связи с этим большую благодарность хотелось бы высказать главной медицинской сестре нашей больницы Ирине Викторовне Алмазовой, рекомендовавшей меня для участия в программе.
Всего в нашей группе было 32 человека, представлявших разные сестринские специальности и отделения: приемное, реанимационное, кардиологическое, неврологическое и другие...
Хотя график стажировки был довольно напряженным, благодаря четкой организации процесса ни у кого из нас не возникло ощущения, что знакомство с деятельностью госпиталя было поверхностным. Каждый день был распределен буквально по часам. За исключением первого дня, посвященного ознакомительной экскурсии по всем отделениям, в дальнейшем все происходило в рамках расписания, составленного с учетом наших профессиональных предпочтений.
Если же говорить о том, что больше всего удивило, так это сходство в общем направлении нашей работы: мы с израильскими коллегами стремимся к одним и тем же показателям. Причем не могу сказать, что мы как-то отстаем в результативности...
Сестринского персонала у них больше: одна медсестра приходится в среднем на двух пациентов. Поэтому пациенту уделяется большее внимание. Благодаря этому есть отличия в распределении обязанностей. Причем там существует не только пациентоориентированность, но и «персоналоориентированность»: очень много внимания уделяется обучению сотрудников.
Правда, и мы тоже к этому стремимся: например, в прошлом году началось обучение главных медсестер, теперь старших сестер, на уровне Департамента здравоохранения города Москвы организуются курсы, тренинги с профессиональными психологами. Так что в этом смысле мы работаем параллельно. Мы рады были рассказать нашим израильским коллегам, что деонтология у нас тоже очень активно развивается. Симуляционный центр в Москве тоже есть, который, кстати говоря, имеет самое современное оборудование. Так что по аппаратуре и техническому оснащению мы им не уступаем.
А с точки зрения общей организации работы бросилось в глаза, что там нет такого количества документации, как у нас. Наркотические средства «списываются» гораздо проще: просто распечатывается листок, на нем от руки пишется дата, имя пациента и все. Ампулы не собираются, не пересчитываются, а у нас для этого выделен специальный сейф и нужно сделать записи в нескольких журналах учета. То же самое относится и к дорогостоящим расходным материалам и лекарственным препаратам, учет которых в отечественной практике отнимает очень много времени. Намного проще организована в Израиле и утилизация медицинских отходов, это также облегчает работу персонала.
Обратила на себя внимание транспортная служба непосредственно внутри госпиталя. Все перемещения чего бы то ни было осуществляются немедицинским персоналом. Наличие пневмопочты в госпитале позволяет не тратить дополнительное время на беготню по больнице. К слову, нам тоже удалось в некоторых случаях удивить израильских коллег. Например, они были поражены тем, что для нас привычным является использование аппарата Cell Saver, предназначенного для быстрого возмещения аутокрови: если при операции возникает большая кровопотеря, кровь при помощи аппарата собирается, центрифугируется и переливается обратно пациенту. Как выяснилось, в Госпитале Шиба такого оборудования нет... Нет там и роботизированного хирургического комплекса Da Vinci, который сегодня используется не только у нас, но и в некоторых других московских клиниках.
Возможность увидеть организацию медицинской помощи в другой стране очень полезна с профессиональной точки зрения, так как можно сравнить разные практики, оценить свои сильные стороны, понять, в чем требуется доработка. Уже на месте, непосредственно в своей клинике, становится возможным добиться положительных изменений, которые сделают работу на благо наших пациентов еще более эффективной.
Евгения Свиридова, главная медицинская сестра ГКБ им Е. О. Мухина:
— Стажировку в Тель-Авиве я проходила в 2014 году, когда работала старшей медицинской сестрой отделения анестезиологии-реанимации № 3 ГКБ № 15 им. О. М. Филатова.
Больше всего запомнилось, что философия работы этого медицинского центра строится на индивидуальном подходе к пациенту и использовании современных методов диагностики и лечения. Главный принцип — пациент в центре всего, он не должен испытывать боль, находясь в больнице. По результатам стажировки мы вместе с коллективом отделения внедрили ряд решений для реорганизации работы медсестер. Главный посыл был в том, что медсестра должна быть самостоятельным специалистом (а не «дополнением» к врачу), планировать уход, последовательность процедур и нести ответственность за состояние пациента. Кроме того, медсестра должна владеть не только профессиональными, медицинскими технологиями, но и коммуникационными навыками, уметь общаться и с пациентами, и с их родственниками.
По нашему предложению в работе персонала стала обязательной документация, отражающая работу медицинских сестер — рекомендации по профилактике пролежней, карта оценки рисков развития пролежней по Ватерлоу, листы сестринской оценки. Для каждого пациента заполняются листы динамической оценки состояния кожных покровов. В результате закрепления пациентов за медсестрами и введения персональной ответственности, удалось оптимизировать оказание процедур и заметно повысить удовлетворенность больных качеством обслуживания.
Гораздо более позитивно организацию лечебного процесса стали воспринимать и родственники пациентов. Например, теперь они могут получать дополнительную информацию о состоянии близкого им человека от курирующей его медсестры. Для родственников также разработали памятку ухода за своими родными. Кроме того, они получили возможность совместно с медсестрами ухаживать за больными, а полученный опыт, впоследствии, применять после выписки пациента из больницы.
Ольга Пустовалова, медсестра нейрохирургического отделения ГКБ им. В. М. Буянова:
— Во время стажировки мне довелось отработать различные ситуационные задачи в симуляционном центре госпиталя. Следует отметить нестандартный подход к проведению обучения и симуляции различных конфликтных ситуаций: для максимальной реалистичности в качестве «условных пациентов» выступают профессиональные актеры. Также реанимационные мероприятия отрабатывались с помощью специальных манекенов. Совместно с коллегами я принимала участие в утренних обходах, конференциях, разборах ошибок, присутствовала при проведении манипуляций в нейрохирургическом отделении.
Особенностью клиники, где я проходила стажировку, является совмещение отделения общего профиля и реанимационных отделений, медицинский персонал в соответствии с графиком работает как в отделении реанимации, так и в отделении общего типа. Также отличительной чертой является четкое распределение обязанностей: каждый сотрудник отвечает за свой объем работы, однако при необходимости все взаимозаменяемы. Все помещения, кроме операционной, убирает специальная клининговая компания, а медицинский персонал работает исключительно для решения задач, связанных со здоровьем пациентов.
Из запомнившихся особенностей банка крови можно выделить минимализацию сопроводительной документации при учете, переливании и утилизации компонентов крови и максимальное использование компьютерных технологий. Доставку компонентов крови, подготовку их к переливанию осуществляет персонал отделения переливания крови. Есть и определенные особенности при работе с лекарственными препаратами. Медицинская сестра, работающая с пациентами отделения, для получения необходимых в настоящее время лекарств делает заявку в аптеку. После этого сотрудник аптеки доставляет необходимые препараты и раскладывает их в лекарственном шкафу. Таким образом, медсестра отделения не тратит на это свое рабочее время, а может больше внимания уделять курируемым пациентам.
В нейрохирургическом отделении, в котором я проходила стажировку, оказывают помощь пациентам со всем спектром нейрохирургической патологии. Широко используются информационные технологии и телемедицина. При этом ведение электронных историй болезни осуществляют врачи интерны, дневники заполняют дежурные врачи.
Тактику лечения и проведения диагностических мероприятий определяет лечащий врач отделения. Особенностью ведения больных в отделении является высокая степень участия медицинских сестер в лечебной работе, вплоть до назначения некоторых лекарственных препаратов медицинскими сестрами высшей квалификации.
Одной медсестре отделения реанимации полагается вести двух пациентов, в отделении нейрохирургии количество пациентов может варьироваться в зависимости от тяжести состояния пациентов. В обязанности медсестры отделения входит выполнение назначений врача, контроль за состоянием пациента, проведение ухода за сосудистыми катетерами, контроль за аппаратурой и средствами обеспечения протезирования дыхательных путей при проведении искусственной вентиляции легких. Также она ассистирует врачу во время перевязок и манипуляций в зале интенсивной терапии, участвует в реанимационных мероприятиях. При этом именно медицинская сестра отделения должна сообщать родственникам пациента про изменения в состоянии пациента. В обязанности же младшего медицинского персонала входит смена нательного и постельного белья, помощь при мытье и кормлении пациентов.
Самым необычным же оказалось то, что в вечернее время осуществлять контроль за состоянием пациентов помогает робот. Во время вечернего обхода он считывает показатели жизненно важных функций со следящей аппаратуры и при необходимости сообщает про изменения в состоянии пациентов медицинскому персоналу.
Жанна Черевкова, старшая медицинская сестра 3 хирургического отделения гнойного для лечения больных с синдромом диабетической стопы, ГКБ им. А. К. Ерамишанцева:
— На мой взгляд, очень интересным является идея подготовки из числа медицинских сестер узкоспециализированных координаторов по различным аспектам лечения. Это люди, которые могут ответить на любые вопросы пациентов по соответствующей теме, организовать их обучение и тому подобное. То есть решать вопросы, к которым не обязательно привлекать врача. К тому же там создана очень серьезная мотивация получать академическое образование и даже участвовать в научно-исследовательской деятельности. Понятно, что одномоментно на уровне Москвы этот вопрос не решить. Но в целом, на мой взгляд, стоит задуматься о создании системы, при которой расширение профессиональных компетенций медицинских сестер позволит им не просто соответствовать занимаемой должности, но и откроет дорогу к новым сферам деятельности.
Если же говорить о менее масштабных предложениях, то мне лично показалась интересной принятая там система обработки и утилизации медицинских отходов. В отделениях там стоят специальные установки для термической обработки таких отходов. Это значительно уменьшает нагрузку на персонал и делает менее вероятным распространение инфекций (по сравнению с алгоритмом, принятым в отечественной практике). К слову, многие наработки наших коллег сегодня уже внедряются в московском здравоохранении. Например, электронные истории болезни, использование которых позволяет экономить массу времени и врачам, и медсестрам.
Светлана Степанова, медицинская сестра перевязочной оториноларингологии гнойной, ГКБ им. Е. О. Мухиной:
— В процессе стажировки в каждом отделении я наблюдала четкую, организованную работу медсестер. Для них существует определенный перечень протоколов, полностью регламентирующий их деятельность. Большинство (до 80%!) медсестер — специалисты с высшим образованием, и каждая из них находится в постоянном процессе обучения. Что немаловажно, в основном это происходит без отрыва от работы. В каждом отделении есть медсестра — наставник, которая обязана обучать новых специалистов.
Очень впечатлил Медицинский центр симуляции, в котором отрабатывают свои навыки не только студенты или начинающие сотрудники, но и более опытные специалисты. Конечно, в каждой больнице такой центр не создать, но, думаю, следовало бы более активно использовать имеющийся подобный Центр на базе Боткинской больницы в том числе и для повышения профессиональных навыков медицинских сестер.
Также отличается работа приемного отделения клиники. Пациентов, поступающих с направлениями, принимают отдельно, по скорой помощи — отдельно. Пациентов, пришедших самостоятельно и без направления, обслуживают в платном порядке.
Медсестры не тратят время на дезинфекцию и сушку инструментов многоразового использования. Все отработанные инструменты доставляются в ЦСО и непосредственно там проходят необходимые этапы обработки.
Кстати, рабочая смена там длится 12 часов, а не сутки, как у нас. В некоторых случаях это целесообразно, так как люди не так устают, и качество работы, соответственно, не снижается.
А еще большой интерес у меня вызвала система взаимодействия больницы с социальными службами для обеспечения ухода, транспортировки и дальнейшего наблюдения на дому для пациентов, не имеющих родственников. Хотелось бы, чтобы и у нас было создано нечто подобное...
Департамент здравоохранения г. Москвы в 2016 году запустил программы по обучению медицинских сестер. Они включают в себя такие направления, как «Персональная эффективность», «Коммуникационная эффективность», «Сложные типовые ситуации». Медсестер учат пользоваться различными управленческими техниками, на конкретных примерах узнавать свои сильные и слабые стороны. Стартовала и программа обучения руководителей сестринских служб при Университете управления правительства Москвы. Начали обучение главные сестры учреждений и старшие медсестры, а дальше пойдут палатные, процедурные медсестры.
Фото предоставлены Департаментом здравоохранения г. Москвы
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться