Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

вчера в 15:15
Cтартовал четырехмесячный эксперимент по имитации полета на Луну

07 марта в 14:36
Ученые Научного парка МГУ разработали систему удаления волос

11:37
В Подмосковье пройдут Дни диагностики псориатического артрита

20 февраля в 11:22
Найден новый способ реактивировать Т-клетки для борьбы против рака

13 февраля в 18:56
В Москве рассмотрены актуальные вопросы онкологии



Юридическая помощь Статьи
19 марта 2014, 13:30 X 3520 K 0

Права российских пациентов

Главное в отношении врача и пациента — это Конституция РФ, Федеральный закон № 323 от 21 ноября 2011 г., приказы Минздрава, локальные нормативно-правовые акты. 41 статья Конституции гласит, что каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Все основные права пациентов прописаны в статье 19 Федерального закона № 323. Комментарии по некоторым из них дал юрист Д. С. Зубков на II Конгрессе травматологов и ортопедов «Травматология и ортопедия столицы. Настоящее и будущее».

1. Пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации.

Согласно данному праву пациент может отказаться от лечащего врача. Но и врач может отказаться от пациента. Лечащий врач по согласованию с руководством имеет право отказаться от пациента, но для начала врач должен осмотреть пациента, исключить у него любую неотложную и срочную патологию, угрожающую его жизни и здоровью. После этого врач пишет заявление на имя руководителя своего подразделения, дальше руководитель должен организовать замену врача.

Если пациент не хочет лечиться у данного врача, то он должен сообщить об этом заведующему отделения и указать причину отказа от врача. После чего заведующий отделением в течение 3 рабочих дней должен предоставить информацию о других врачах отделения, из которых пациент выберет себе лечащего врача (с учетом согласия самого врача).

2. Пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

3. Пациент имеет право на получение консультаций врачей-специалистов.

4. Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Здесь нужно понимать, что облегчение боли — это не полное ее купирование, то есть не полное ее устранение. Поэтому если врач не облегчил боль, то он нарушил право пациента, но если он ее облегчил, но не устранил, то права нарушены не были.

5. Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

В связи с этим пунктом врач должен донести до пациента его диагноз, прогноз, виды лечения, последствия каждого вида лечения и предполагаемый результат лечения. Все это должно быть передано пациенту в доступной форме, но понятие «доступной формы» законом не конкретизируется.

Пациент также имеет право на непосредственное ознакомление с медицинской документацией. То есть каждый пациент может ознакомиться с содержанием медицинской карты, с результатами анализов, но не имеет права что-то в них исправлять или дописывать.

Если пациент хочет получить копию или выписку из медицинской документации, он должен лично обратиться в медицинскую организацию (при себе иметь удостоверение личности). Пациент может получить справку и заключение. Закон четко разделяет эти понятия. Справка — это выписка информации из медицинской документации, то есть, говоря простыми словами, копирование данных, содержащихся в медицинской документации, на бланк.

Заключение — экспертная оценка о состоянии пациента с выдачей юридического документа, доказывающего право и возможность пациента делать что-либо (например, заключение о возможности управлять транспортным средством). Таким образом, заключение — это новый, уникальный документ, который может быть основан на данных, содержащихся в медицинской документации, но не дублирует их.

За неправильно оформленную справку врачу грозит лишь дисциплинарное наказание (например, выговор). Если неправильно сделано заключение, то последствия могут преследоваться по Уголовному кодексу.

Форма справок и выписок произвольная, но должны быть печати и подписи врачей, которые оформляли справку или заключение, и круглая печать медицинской организации с ее полным названием. Срок выдачи справок — 3 рабочих дня.

6. Пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

7. Пациент имеет право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

Предметом врачебной тайны являются данные, полученные в результате осмотра, и сам факт обращения за медицинской помощью. Температура тела пациента, количество домов и квартир, счет в банке — все это является врачебной тайной, если эти данные получены в результате осмотра пациента. Эту информацию нельзя разглашать без согласия пациента, даже если пациент умер. Среди наиболее частых нарушений этого положения закона встречается:

  • осмотр пациента в кабинете, где еще кто-то есть;
  • осмотр пациента в кабинете, в котором приоткрыта дверь;
  • обход пациентов, когда врач разговаривает с одним пациентом, а остальные слушают;
  • появление третьих лиц в больнице (например, журналистов).

8. Пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства.

9. Пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

10. Пациент имеет право на допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав.

11. Пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Производственная травма

В последнее время нередко встречаются случаи, когда врач не хочет определять травму пациента как производственную. В связи с этим юрист разъяснил, что когда и при каких обстоятельствах травма является производственной.

Производственную травму могут получить работники предприятий, люди, обучающиеся на этих предприятиях, люди, проходящие там трудотерапию, заключенные, участники кооперативов.

Травма считается производственной, если она получена:

  • в течение рабочего дня на территории работодателя;
  • на транспорте работодателя;
  • когда сотрудник находился в командировке (в этом случае даже если работник получит травму в ночное (нерабочее) время в номере гостиницы, то это все равно будет считаться производственной травмой);
  • иные обстоятельства, когда работник действовал в интересах работодателя (доказать данное положение обычно сложно).

Если работник получил травму по пути на работу или по пути с работы, то это не производственная травма, при условии, что он передвигался не на транспорте работодателя.


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта