Общаясь с другими людьми, нам часто приходится «торговаться»: будь то еда, деньги или планы на вечер — у каждой стороны есть свои цели и интересы. Такие ситуации могут стать потенциальным источником конфликта, и, чтобы найти компромисс, нам необходимо понимать приоритеты другого человека и выбирать правильную стратегию в общении.
Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета Миннесоты (University of Minnesota), способность отличать правду от лжи, свои представления о мире от убеждений окружающих формируются у ребенка только к 4 годам, тогда как умение оценивать намерения других людей и стратегически мыслить развиваются в возрасте 7 лет.
Объективная оценка мыслей
«Теория умов» (Theory of mind или сокращенно ToM) — это интуитивная способность предугадывать то, что может быть на уме у другого человека. Понимание того, что чьи-то мысли могут быть отличны от наших собственных, является фундаментальным навыком общения. Например, если мы видим человека, выходящего из дома с зонтом, мы можем логично предположить, что этот человек ожидает или полагает, что может пойти дождь. Считается, что это один из ключевых навыков, который отсутствует у людей с аутизмом.
«Понимание того, что чьи-то мысли могут быть отличны от наших собственных, является фундаментальным навыком общения»
Дети учатся этому навыку в очень раннем возрасте. Ученые полагают, что уже в возрасте 2 лет они начинают понимать, что их представление о мире и реальность могут различаться, а в возрасте 3 лет уже знают, что мысли существуют, и они отличны от физических предметов. Например, картинку из сна нельзя потрогать. Однако понимание того, что другой человек может врать, или возможность отличать правду от лжи, развивается лишь к 4 годам.
Ученые приводят данные эксперимента, проведенного в 1983 г. Дети разного возраста наблюдали за тем, как человек в костюме зверюшки по имени Макси заходил в комнату и клал шоколадку на полку. Затем он выходил из комнаты, и другой человек перекладывал шоколадкуна новое место. Участников спрашивали, где Макси будет искать шоколадку, когда вернется. Дети 3 лет приписывали Макси свое собственное убеждение, где находится шоколадка, и называли новое место. Тогда как 4-летние уже понимали, что Макси будет искать шоколадку на полке — там, где он ее оставил.
Это один из важных шагов в развитии человеческого сознания, объясняющий, почему дети 3 лет часто бывают большими врунишками: у ребенка еще не сформировалось представление о правде и лжи, поэтому обвинение во вранье не находит в их сознании никакого отклика. В этом возрасте дети не врут — они фантазируют. Также не стоит говорить ребенку, что он некрасиво себя ведет или «позорит маму» — он не сможет изменить свое поведение, основываясь на этом утверждении.
Стратегическое мышление
Если умение отличать свои убеждения от представлений о ситуации окружающих развивается в возрасте 4 лет, то стратегическое мышление формируется только к 7 годам. В этом возрасте дети понимают, что у других людей могут быть не только свои мысли, желания и мотивы, но они уже начинают задаваться вопросом, почему эти убеждения отличны от их собственных, и чем другие люди могут руководствоваться при принятии решений. Это более сложный, комплексный шаг в человеческой коммуникации.
Чтобы понять, когда начинает развиваться стратегическое мышление, ученые предложили детям в возрасте от 3 до 8 лет и контрольной группе взрослых сыграть в игры, основанные на 2 ключевых социальных навыках — конкуренции и обмане. Первая игра проходила в парах: ребенок против игрока-исследователя или взрослый против игрока. Суть игры заключалась в том, что каждый участник мог взять от 1 до 5 стикеров. Тот, кто взял меньшее количество стикеров, получал стикеры обоих (т. е. выигрывал), однако если оба участника брали равное количество стикеров, то они оставались ни с чем (т. е. оба проигрывали). Интересно, что дети до 7 лет набирали максимальное количество стикеров, даже если эта тактика неизбежно приводила к поражению, тогда как 7- и 8-летние дети выбирали стратегию, схожую со взрослыми.
«В возрасте до 7 лет у ребенка еще нет стратегического мышления, он не умеет принимать решения»
В другом эксперименте дети и взрослые играли в «посыльного», который должен был обхитрить «получателя». «Посыльный» клал конфету в 1 из 2 коробок, а затем должен был сказать «получателю», в какой коробке конфета: причем эта информация необязательно должна была быть правдивой. Если «получатель» угадывал, где находится конфета, то он ее получал, если нет, то конфета доставалась «посыльному». Выяснилось, что дети старше 7 лет выбирали такие же сложные стратегии, как и взрослые, иногда говоря правду, а иногда наоборот. Более того, они все время старались обхитрить «получателя». При этом дети младше 7 лет упорно указывали на коробку с конфетой, несмотря на то, что это приводило к поражению.
Этим объясняется стремление маленьких детей сделать все по-своему. Они не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются лишь своими желаниями: хотят получить все стикеры или конфету. В возрасте до 7 лет у ребенка еще нет стратегического мышления, он не умеет принимать решения (или соглашаться с мнением мамы), потому что это логично. У него есть «сейчас» и «хочу». Более того, в возрасте до 7 лети дети не умеют прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, поэтому многие приводимые взрослыми аргументы, такие как «возьми с собой куртку, вечером будет холодно» или «не прыгай по лужам — ноги промокнут», не работают.
По материалам The Conversation
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться