Трагическая гибель контр-адмирала Вячеслава Апанасенко вызвала широкий общественный резонанс и стала поводом к обсуждениям того, как нужно изменить ситуацию с обезболиваниям, чтобы подобных трагедий не случалось. В Общественной Палате РФ состоялись слушания на тему «Выбор контр-адмирала Апанасенко: право на жизнь без боли», на которых эксперты обсудили возможные варианты решения проблемы.
Участники слушаний признали, что ситуация с обезболивающими веществами в России сложная, а уровень потребления опиоидов в медицинских целях намного ниже, чем в других странах. Часто пациенты не могут вовремя получить необходимые препараты, а из-за сложных бюрократических процедур пациент может просто не дожить до момента получения лекарства. Огромная проблема и с детскими лекарственными формами — многие препараты отсутствуют в детских дозировках.
Председатель комиссии ОП по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Николай Дайхес отметил, что процедура выписки и получения наркотических препаратов должна быть более прозрачной. Существует масса инструкций и рекомендаций, однако, по его словам, врачи, особенно главные, боятся лишний раз «совершить какие-то действия в этом направлении», выписать рецепт. Также он отметил, что решения на региональном уровне не всегда соответствуют федеральным уровням и между ними есть расхождения.
На слушаниях присутствовала дочь контр-адмирала В. Апанасенко Екатерина Локшина, онапризвала присутствующих сделать все возможное для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. «Все мы, я надеюсь, доживем до пенсии. Сейчас, пока мы трудоспособны и дееспособны и к нашим словам еще могут прислушаться, мы должны изменить ситуацию. Когда мой папа служил, его слово имело большой вес, но годы проходят, он вышел в отставку. Мы с вами выйдем на пенсию, и получится так, что наш голос утонет и не будет никем услышан, точно также как и голос моего отца. Несмотря на его звание и на то, что его обслуживали в ведомственной поликлинике, ему пришлось, как и большинству людей, обивать пороги и сидеть в очередях, превозмогая боль», — казала она.
Директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина рассказала о том, что, несмотря на существующие проблемы, в министерстве для увеличения доступности обезболивающих веществ ведется серьезная работа, хотя существует и множество проблем. «С точки зрения нормативно-правовой базы все сделано и не нуждается в совершенствовании. Акты, которые были направлены на доработку, были приняты до этого трагического случая. В частности упростилась процедура получения препаратов для купрования боли любого генеза: в настоящее время как выписать, так и назначить препарат может любой врач-специалист», — сказала она.
Для наиболее конструктивного решения проблем, по ее мнению, необходимо наладить межведомственное взаимодействие. Е. Максимкина подчеркнула важность использования неинъекционных лекарственных форм: трансдермальных и таблетированных препаратов пролонгированного действия. «Такие лекарственные формы зарегистрированы в РФ в достаточном количестве, — сказала она. — Здесь другой вопрос — вопрос экономической доступности: разница в цене упаковки из 10 ампул морфина и трансдермальной системы десятикратная». Она добавила, что пациенты, у которых есть возможность приобретать обезболивающие препараты за полную стоимость, должны иметь доступ к подобным препаратам. Еще один острый вопрос — это доступность этих препаратов в аптечной сети: когда будет ликвидирована система прикрепления к определенной аптеке, может возникнуть ситуация, в которой пациенту придется искать аптеку, в которой препарат есть. На сегодняшний день в Москве работает 1664 аптечных организации, имеющих лицензию на реализацию наркотических обезболивающих препаратов.
По данным руководителя центра паллиативной помощи онкологическим больным, д. м. н. Гузель Абузаровой, проблема обезболивания на сегодняшний день стоит очень остро: в 2013 г. от злокачественных опухолей в России умерли около 300 тыс. человек, 80% из них нуждались в обезболивании и только 12% больных получили его.
О системных проблемах доступности наркотических обезболивающих говорил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. Это процедурные сложности получения наркотических обезболивающих и их доступность для населения, а также вопросы лицензирования. Он отметил, что многие проблемы возникают в сфере правоприменительной практики, а не в законодательной сфере. Он рассказал, что в настоящее время находится на рассмотрении законопроект, согласно которому приоритетность доступа к наркотическим обезболивающим станет элементом государственной политики, а срок годности рецепта увеличится с 5 до 30 дней. Предложения по итогам слушаний направлены заместитетлю председателя правительства Ольге Голодец, курирующей сферу здравоохранения и оборота лекарственных средств и медицинских изделий.
Фото: Александра Яковлева, МЕД-инфо
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться