Аутизм – это не болезнь, а нарушение психического развития. Такие дети не больные, а просто особенные. Здоровый малыш осваивает окружающий мир за счет своего опыта, осознавая сигналы, которые поступают к нему извне. За счет этого он выстраивает систему связей с внешним миром. Ребенок же с аутизмом является сверхчувствительным. Из внешнего мира он получает множество информации, но его мозг не может адекватно на нее отреагировать, потому что сенсорные системы работают неправильно. Не в силах справиться с агрессивным потоком информации малыш с аутизмом закрывается от нее. Вот и получается, что те силы, которые здоровый ребенок расходует на развитие, аутист тратит на создание механизма защиты. Поэтому он и погружен в свой мир, свои эмоции. О том, как распознать признаки аутизма у ребенка и скорректировать его развитие, мы поговорим в данной статье.
Аутизм в цифрах
Ежегодно заболеваемость аутизмом возрастает на 10-17%. В настоящее время аутизм или, как медики говорят, расстройство аутистического спектра (РАС) выявляется у 1 ребенка из 88, чаще у мальчиков. Для сравнения: в 1990 г. аутизм диагностировали у 1 малыша из 1600. Столь значительное увеличение детей с РАС связано с:
- улучшением диагностики и осведомленности родителей и педиатров;
- генетической предрасположенностью;
- воздействием экологических факторов.
В чем причина аутизма
До настоящего времени не установлено точной причины развития аутизма. Выдвигаются гипотезы, что РАС может быть связано со следующими факторами:
- генетические (мутации в определенных генах);
- нейрофизиологические (избыток нервных клеток в зоне головного мозга, которая ответственна за социальное и эмоциональное развитие ребенка; снижение активности зеркальных нейронов в различных отделах мозга, приводящее к неумению распознавать намерения других людей, неспособность к сопереживанию, дефекты речи; изменения структуры мозжечка и ствола мозга);
- инфекция;
- экология (воздействие на организм пестицидов, растворителей, фталатов и фенолов, ртути, свинца);
- пренатальный стресс и родовые травмы.
Как ставят диагноз
Для выявления нарушений специалисту необходимо пообщаться с людьми из близкого окружения ребенка, а также понаблюдать за его поведением.
Диагноз аутизм ставят на основании:
- общей и неврологической проверки здоровья ребенка;
- общей оценки функционирования;
- социально-коммуникативной оценки.
Для заключения о функционировании ребенка проводится оценка его развития и мышления (взаимодействие, когнитивные функции, сохранность интеллекта), а также адаптивности (речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные и моторные навыки).
Для определения социально-коммуникативных навыков малыша проводится опрос родителей, а также диагностирующее наблюдение (ADOS-G). Используются заранее подготовленные социальные ситуации, в которых могут проявиться различные аутистические характеристики.
Диагностические критерии аутизма по DSM-IV
1. Социальное функционирование (необходимы 2 признака):
- дефекты в невербальной коммуникации (взгляд в глаза, выражение лица, жесты);
- отсутствие социальной интеракции со сверстниками в соответствии с уровнем развития;
- отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться впечатлениями, интересами или достижениями;
- затруднения в выражении чувств и социальной взаимности.
2. Вербальная и невербальная коммуникация (нужен 1 признак):
- задержка в развитии разговорной речи или полное отсутствие разговорной речи;
- дефекты в использовании речевых оборотов для коммуникации;
- затруднения в проявлении инициативы или поддерживании разговора;
- повторяющееся использование оборотов речи;
- отсутствие разнообразной игры с воображением, ролевых игр или социальной имитации в соответствии с уровнем развития.
3. Ограниченные области интересов и повторяющееся или стереотипное поведение (требуется 1 признак):
- чрезмерная занятость определенным видом деятельности;
- пристрастие к нефункциональным рутинам или церемониям;
- повторяющиеся движения рук или других частей тела;
- повышенная заинтересованность в сенсорных ощущениях и в частях предметов.
Как лечат аутизм
Для коррекции расстройств аутистического спектра разработано много методик, одни из которых дают большие результаты, другие меньшие.
АВА (Applied Behavior Analysis или Прикладной Анализ Поведения). Программа поведенческой терапии направлена на формирование у ребенка с аутизмом желаемого поведения в социально-бытовом плане. Она позволяет обучить малыша некоторым практическим навыкам. АВА-терапия дает хорошие результаты, меняет поведенческие нарушения у детей, но вот социальной адаптации с ее помощью достичь не удается.
Модель развития взаимоотношений (метод Гриншпана, «Floor-Time»). Используется игровая деятельность ребенка для выстраивания взаимоотношений и развития совместной интеракции. В процессе терапии взрослый стремится расширить или углубить игровую деятельность, и тем самым повести ребенка за собой и научить взаимодействовать. На основе этого происходит эмоциональное развитие детей, которое и становится будущей основой дальнейшего психологического и умственного развития.
Метод TEACCH. В данном методе учитываются особенности восприятия детей с аутизмом (предпочтение визуальных стимулов над аудиторными), и на основе данной предпосылки в методе широко используются вспомогательные визуальные материалы. Например, применяются карточки в виде инструкций, которые указывают, какое действие должен выполнить ребенок, или используются визуальные подсказки для определения места, куда малыш должен разложить предметы, и т. д.
Методы альтернативной и вспомогательной коммуникации (PECS). Используются коммуникативные доски и электронные приспособления, язык жестов, и другие приспособления, которые являются методами, предназначенными для облегчения общения и обучения коммуникативным навыкам. Дети с аутизмом и серьезными нарушениями развития речи могут использовать данные приспособления для того, чтобы выразить свои желания, потребности и чувства.
Сенсорная интеграция. Метод направлен на стимулирование тех или иных сенсорных областей с целью улучшения внимания и познавательных функций, а также для уменьшения проблематичного поведения и повторяющихся действий.
Сомато-сенсорная терапия. Воздействие на периферические зоны восприятия для улучшения коммуникативных способностей, сосредоточения и восприятия сенсорных стимулов, а также уменьшения тревожности. Это авторская методика И. Л. Шпицберга, руководителя реабилитационного центра «Наш солнечный мир».
Методы аудиторной интеграции. Метод Томатис, Бернард, Earobics, FastForward и другие используются для регуляции и стимулирования физического и психического развития ребенка, а также для улучшения восприятия аудиторных и речевых стимулов.
БКБГ диета (диета без казеина и глютена). Из рациона ребенка с аутизмом исключаются продукты, содержащие казеин и глютен, а также сахар. Проводится обогащение питания витаминами и минералами, а также назначаются лекарства, предназначенные для выведения из организма тяжелых металлов.
Медикаментозное лечение. В настоящее время существует только 2 лекарства из группы нейролептиков, которые рекомендованы для уменьшения симптомов аутизма.
В научной литературе только метод АВА-терапии признан эффективным. Но применение других методов в дополнение к АВА может улучшить процесс реабилитации детей с нарушениями развития и аутизмом.
Родителям стоит помнить, что чем раньше поставлен диагноз аутизм и начато лечение, тем лучших результатов удается достичь. Поэтому при подозрении на данное состояние стоит как можно скорее показать малыша специалисту.
Статья подготовлена по материалам, предоставленным Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир».
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться