Название метода чжень-цзю-терапия означает: чжен - укол иглой и цзю - прижигание. Метод заключается в нанесении укола или ожога (прогревания) в определенные точки тела. Точное время возникновения чжень-цзю-терапии не установлено, хотя известно, что этот вид лечения существует с глубокой древности и применялся еще в каменном веке для лечения не только людей, но и животных.
Началом применения укола острым камнем могло послужить случайное ранение какого-либо участка тела, отвлекшее внимание больного от его основного страдания. Аналогично, случайно полученный ожог того или иного участка тела, мог послужить излечивающим фактором основного заболевания.
В одном из китайских памятников древности «Шан-хай-цзинь» написано, что на горе Гаоши есть много камней, из которых можно изготавливать каменные иглы. Китайские историки считают, что именно эти они получили название бяньши, которыми пользовались для лечения в древности. При раскопках вблизи Пекина в местечке Чжаокуотян были найдены кварцевые иглы, в деревне Шагатун на северо-востоке Китая обнаружили иглы из других видов горного камня.
Каменными иглами в древности лечили различные острые и хронические заболевания, их применяли для вскрытия гнойников, кровопусканий и других хирургических манипуляций. Позже на смену им пришли металлические иглы, которые стали изготавливать из меди, серебра, золота и железа, а впоследствии - из нержавеющей стали. Метод лечения цзю заключается в том, что к определенному участку кожи прикладываются комочки тлеющей травы (в последствии стали использовать высушенную и обработанную полынь) с целью нагрева вплоть до образования ожога. Места, на которые наносится раздражение с помощью чжен или цзю, получили название сюе, или «жизненные точки».
В одной из первых книг, описывающей метод чжень-цзю-терапии, «Цзо-чжуан» (V-IV вв. до н. э.), приводится случай, когда тяжело заболев, князь Цзинь Гунн (VI в. до н. э.) вызвал к себе врача по имени И. Хуан, который, осмотрев больного, сказал, что болезнь неизлечима - ее невозможно вылечить ни чжен, ни цзю. Это показывает, насколько большое значение придавалось чжень-цзю-терапии.
Одной из первых чисто медицинских книг Китая считается трактат «Ней-цзин». Эта книга традиционно приписывается полулегендарному императору Хуану Ди, поэтому называется «Хуанди ней-цзин». Это канон китайской медицины. Время написания книги относят к III-II вв. до н. э., хотя предполагают, что она была написана значительно раньше и не одним автором, а несколькими поколениями врачей. C точки зрения современной медицины в «Хуанди ней-цзин» есть большая доля мистицизма, но основные принципы лечебно-профилактических мероприятий сохраняют большую познавательную ценность. В книге содержатся сведения по истории китайской медицины, анатомии и физиологии человека, о принципах профилактики в медицине. В «Хуанди ней-цзин» описаны методы диагностики, которые применяются в настоящее время (осмотр, опрос, выслушивание, ощупывание - 4 метода обследования), приведены рецепты лекарственных средств и принципы лечения при различных болезненных состояниях, излагаются теоретическая основа чжень-цзю-терапии и методика применения этого метода лечения. В книге впервые описаны 9 форм игл для чжень-терапии и полынные конусы для цзю.
Известный врач Чжун-цзин (150-219 гг.) написал трактат о тифозной горячке «Шань-хань-лунь», в котором изложил свыше 400 способов лечения заразных лихорадочных заболеваний и дал более 100 советов о том, как уберечь себя от них. Чжун-цзин написал первый сборник рецептов в Китае, многие из которых применяются и сейчас. Чжан Чжун-цзин подчеркивал важность правильной диагностики, он впервые привел показания и противопоказания к использованию ряда лекарственных средств. Наряду со многими другими методами лечения Чжан Чжун-цзинь много внимания уделил и чжень-цзю-терапии. В его работах изложена методика терапии теплой иглой.
Одним из выдающихся врачей своего времени был Хуа То (141-208 гг.). Он в совершенстве владел хирургией и методом чжень-цзю. Именно Хуа То указал, что для получения наибольшего лечебного эффекта нужно делать уколы одновременно лишь в небольшое число точек (1-2) и обязательно получать у больного «предусмотренные ощущения». Хуа То большое значение придавал профилактике заболеваний, по его мнению, физические упражнения должны быть неразрывно связаны с медицинскими мероприятиями.
С конца III и начала IV вв. в китайской народной медицине наряду с чжень-цзю-терапией развивается лекарственная терапия с применением, как естественных, так и искусственно созданных лекарственных средств. Основоположником этого направления считают Го Хоня. Одним из первых известных врачей, много сделавшим на этом поприще, стал Тао Хон-Дин. Его труд содержит описание почти 400 лекарственных средств и еще столько же описаний веществ, усиливающих их действие или меняющих их вкус и другие свойства.
В VII веке был создан рецептурный справочник, сохранивший ценность и в наше время. Его автор Сун Сы-Мяо (581-673 гг.). Он описал методы лечения многих болезней с помощью лекарственных средств и дал рекомендации к применению чжень-цзю терапии.
В период эпох Вэй и Суй большое распространение получила методика прижигания.
Эпоха Тан (618-916 гг.) была периодом распространения чжень-цзю-терапии в сопредельных с Китаем странах. Она получила ранг самостоятельной медицинской дисциплины. Преподаватели, ассистенты и врачи обучали учеников расположению меридианов и точек, методам владения иглой, прижиганию. Была введена система сдачи экзаменов на должность врача-специалиста по чжень-цзю-терапии.
Метод чжень-цзю-терапии проник в Японию и другие восточные страны. В частности считается, что работы Хуан Фу-ми, в которых обобщены сведенья по чжень-цзю, послужили началом применения этого метода в Японии. По другим источникам, метод иглоукалывания пришел в Японию в 414 г. до н.э., когда в страну были приглашены специалисты из Кореи. Кроме того, известно, что в 562 г. Чжи Пунь привез в Японию ряд руководств по чжень-цзю-терапии, усиливших интерес японских врачей к этому методу лечения, особенное развитие получило прижигание. Через тибетских народных врачей чжень-цзю-терапия проникла также в Индию и Монголию.
В эпоху Сунн, в 1026 г., появилась работа Вай Вэй-и, в которой была уточнена и упорядочена топография «жизненных точек», используемых для чжень-цзю-терапии. Центральное правительство Китая распорядилось об издании этой книги как официального руководства. В 1027 г. были отлиты бронзовые фигуры человека с нанесенными на них точками для изучения чжень-цзю-терапии. Были изданы руководства: книга «Вай-кецзю-фа-лунь-цуй-синь-шу», посвященная использованию чжень-цзю в хирургии, книга «Бэй-ций-цзю-фан» о применении чжень-цзю-терапии при оказании скорой помощи и т. д.
В 1303 г. монгольский врач и ученый Ху-Тай-Бэ-ли написал книгу «Тэн-лан-шу-шен», в которой развил теорию меридианов и точек, добавив к уже известным к тому времени 12 основным меридианам еще 2 - переднесрединный и заднесрединный.
В эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) метод чжень-цзю-терапии получил широчайшее распространение, появилось много специалистов, применявших этот метод лечения. В 1530 г. известный врач Ван Цзи написал книгу «Чжень-цзю-вэнь-дуй» в форме вопросов и ответов. В 1537 г. получила известность книга «Чжень-цзю-цзюй-ин-фа-хуэй», содержащая большой фактический материал о методе чжень-цзю-терапии. А в 1601 г. Ян Цзи-чжоу написал труд под названием «Чжен-цзю-дачен», где подытожил все предшествующие результаты применения метода чжень-цзю-терапии, дал примечания, дополнения и разъяснения прежним теориям. Эта книга используется в качестве официального учебного пособия и в настоящее время.
В конце династии Мин были отлиты бронзовые статуэтки мужчины, женщины и ребенка с нанесенными на них точками. В этот же период были изданы атласы со схемами меридианов и точек (атласы сохранились до наших дней).
Так, несмотря на то, что метод чжен-цзю-терапии уходит своими корнями в глубокую древность, применение этой методики в современной медицине дает прекрасные результаты в лечении различных патологий.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться