Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

25 марта в 18:40
Путин объявил неделю выходных, чтобы замедлить распространение коронавируса

20 марта в 21:55
В московской больнице № 13 работает Кафедра семейной медицины РУДН

19 марта в 16:28
Пациентка с коронавирусом умерла из-за тромба

19 марта в 15:26
В Москве зафиксировано более 85 случаев коронавирусной инфекции

18 марта в 13:24
Пётр Глыбочко переизбран на должность ректора Сеченовского Университета



Здоровый образ жизни Для врачей
13 июня 2012, 11:22 X 4809 K 4

Сказкотерапия: что это такое?

В редакцию МЕД-инфо постоянно приходят письма на info@med-info.ru, чему мы рады. Недавно получили письмо о сказкотерапии от читательницы нашего портала Надежды. Материал нас заинтересовал, но поскольку на МЕД-инфо статьи пишут только врачи, мы решили проконсультироваться с психологами и узнать, используют ли они сказкотерапию в своей работе и насколько это эффективно.

Детский психолог, психотерапевт, член ассоциации психологов-практиков «Просто вместе» Екатерина Левина говорит: «Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали, как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Как детский психолог, я иногда использую этот метод. Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него самого, а про зайку и мишку, и интересно. Проще увидеть похожую ситуацию со стороны. Иногда мы придумывает по очереди, иногда играем в эту сказку, еще ее можно написать и сделать красивую книжку. Дети с удовольствием все это принимают». 

А педагог-психолог областного центра психолого-педагогической помощи молодежи «Семья» Екатерина Андреевна Савкина (г. Тула) считает, что психотерапевтические сказки врачуют душу: «Анализом сказки занимались многие известные психологи, как отечественные, так и зарубежные, но сказкотерапия как направление практической психологии – истинно русское изобретение. Она зародилась в Санкт-Петербурге в 90-х годах и развивается отечественными специалистами. Это наш терапевтический метод, адаптированный под российский менталитет. Работа со сказкой – это способ мягкой деликатной помощи взрослому и ребенку, несущий в себе живое человеческое участие и мудрость, способствующий достижению внутренней гармонии. Акцент в работе с детьми делается на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его ситуацией (например, изменение в составе его семьи). Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития».

Одобрение психологов получено – публикуем статью Надежды.  

Вспомните, какими мы были детьми: любопытными, наивными, добрыми. Мир казался огромным! Мы верили, что можем летать. Кормили любимых игрушечных зайцев и медвежат, брали их с собой гулять. В пушистые уши шептали им свои маленькие и большие секреты. И точно знали: мишка и заяц никому не выдадут нашу тайну! Даже маме и папе!
Мы жили в большом волшебном мире. Верили в чудеса. Вы помните, как пытались заглянуть за большое зеркало в надежде увидеть длинный коридор, по которому можно попасть в Зазеркалье? Или как прятались под одеялом с фонариком и представляли себя королем собственного замка?
Мы не видели границы между миром реальным и выдуманным. Жили в двух мирах, который был для нас одним. Вот почему мы верили в сказки. Вот почему старались походить на любимых героев. Именно поэтому сказки для детей могут творить настоящие чудеса! Когда главный персонаж похож на вашего мальчика или девочку и решает те же проблемы, что и малыш, то через сказку ребеночек получает опыт, который поможет ему справиться с трудностями в жизни. Такие психологические рассказы называют терапевтическими или коррекционными сказками, а сам метод сказкотерапией. Практика показывает, что сказка гораздо эффективнее, чем уговоры мамы и папы. Это связано с тем, что дети часто верят волшебству больше, чем людям.
Терапевтическая сказка может очень многое. Например, подсказать ребенку, как найти выход из трудной ситуации, показать, что может случиться, если девочка или мальчик так и будет себя плохо вести (плакать по пустякам, бить малышей и прочее). Для совсем маленького ребенка можно придумать сказку о животных, наделив их качествами малыша, например капризный заяц, ленивый мишка, умный слоненок и т. д. Подобный прием известен прежде всего благодаря русским народным сказкам, когда звери и птицы могут говорить и поступать, как люди. Ребенок ассоциирует себя с героем сказки, видит, как волшебный персонаж решает проблему. Так малыш получает опыт!
Настоящая сказка действительно творит чудо! Дети перестают плакать по каждому поводу, больше не боятся ездить в лифте, меньше разговаривают во время уроков и убирают за собой игрушки! Кроме того, сказки помогают объяснить малышу трудную ситуацию в семье (разводы, конфликты, пьющих родителей), решить проблему общения (не жадничать, не бить других ребят, не стесняться незнакомых людей и т. д.), убедиться в своих силах, не бояться нового, перестать упрямиться и даже помочь выздороветь!

Почему терапевтические сказки помогают?

Потому что волшебный рассказ может быть написан индивидуально для каждого малыша! Одно из главных условий эффективной сказки – описать волшебного героя так, чтобы в нем малыш узнал себя. Для этого персонаж должен быть наделен характером, привычками вашего ребенка, говорить его типичные фразы.

Как читать терапевтические сказки?

1. В сказке героя должны звать иначе. Имя может быть похожим, созвучным, но не таким же. Речь идет о сказках, которые помогают малышу справиться со своими страхами, избавиться от недостатков или комплексов. Если вы по каким-то причинам решите, что сказка будет эффективнее, если назвать героя именем своего сына или дочки, то можете навсегда отбить у малыша желание слушать подобные сказки. Представьте: ваши родители вам звонят на ночь глядя, перечисляют ваши недостатки и при этом советуют, что нужно делать... Как бы вы себя чувствовали? В сказках-приключениях или просто добрых сказках имя героя может быть таким же, как у малыша.

2. Если ребенок просит прочитать ему сказку еще раз (а так бывает довольно часто), не ленитесь! Отложите дела, выключите мобильный телефон! Сейчас вы можете подарить вашему малышу правильную «установку» на всю жизнь! На это ведь можно потратить лишние 20 минут, правда?!

3. Постарайтесь обсудить с ребеночком сказку. Конечно, если он этого хочет. Не надо спрашивать у малыша: «Как ты думаешь, на кого похож этот герой?». Или еще хуже: «Тебе не кажется, что ты ведешь себя так же отвратительно, как этот мальчик?». Обсуждение сказки должно касаться только поведения героя, а не ребенка. Поверьте: детишки все поймут и так! Избегайте оценочных суждений, когда ваш малыш будет делиться своими мыслями по поводу сказки. Не говорите ему «Ты неправильно думаешь» или «Ты все не так понял». Просто выскажите свое мнение и объясните, почему вы так думаете. Для закрепления волшебного эффекта можно вместе с малышом нарисовать ключевые моменты сказки.

4. Иногда требуется написать сказку, которая требует активного проявления маминого или папиного участия после сказки. «Реалистичные» сказки – порой единственный способ помочь ребенку, например, преодолеть врожденный страх огня или воды. Поэтому со стороны родителей в таких случаях требуется не только прочитать сказку, но и сделать то, что описано в сказке! И, скорее всего, неоднократно.

5. Для закрепления волшебного эффекта сказочку лучше иногда перечитывать.

6. Читайте сказку с любовью! И тогда произойдет чудо!

Теперь на портале «МЕД-инфо» в группе «Сказкотерапия для детей и взрослых» вы всегда можете найти сказку для своего ребенка. Уже хотите попробовать, как сказкотерапия действует? Добро пожаловать в группу http://med-info.ru/groups/view/45. Приятного чтения!


Читайте также в рубрике «Для врачей»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. Наталия Литвиненко 13 июня в 12:05  

По-моему, замечательный подход! Не сразу же антидепресанты и пр.:)


. Оксана Плисенкова 13 июня в 13:14  

Это точно! Да и деткам всегда нравится, когда мама читает сказочку. И поучительно.


. Helga 16 июня в 01:40  

Да, в сказках столько смысла, явного и неявного. Порой и взрослые понимают их не с первого раза.
На лекциях по психологии препод рассказала, о чем всем известная Красная шапочка. Оказывается Красная шапочка- это девочка у которой наступило менархе. То есть это модель поведения, чего надо остерегаться девушкам и чего не делать.
Интересно, правда?


. Оксана Плисенкова 18 июня в 15:47  

Да, это известное явление с подтекстами и скрытыми смыслами русских сказок. Безусловно, интересно!