22 апреля состоялась пресс-конференция «Запреты на рекламу и продвижение табака». Участники обсудили ослабляющие поправки в антитабачное законодательство и целесообразность их принятия.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николай Герасименко очень положительно отозвался о работе российского антитабачного законодательства: «Немногим странам удалось в 1-й год действия закона обеспечить выполнение требований в более чем 90% ресторанов и кафе. Также впервые за последние 20 лет в России столь существенно снизилось потребление и производство сигарет. По данным Росстата, снижение производства в 2014 году составило 10%. Вырос возраст начала курения с 11 до 13 лет, и это уже серьезное достижение закона».
Внесение смягчающих поправок в антитабачный закон Николай Герасименко считает недопустимым: «Поскольку не исполнилось еще года в с момента вступления в силу 2-й части антитабачного закона, принимать сейчас какие-либо поправки, касающиеся смягчения или ужесточения закона, неправильно. 2015 год объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и в этот год кощунственно принимать поправки, которые повлияют на увеличение потребления табака, увеличение заболеваемости, увеличение смертности». Его слова отражают также и точку зрения по этому вопросу комитета Государственной Думы по здравоохранению, Минздрава и Правительства.
Как отмечает депутат, табачные компании терпят серьезные убытки и стараются повысить свою активность, делая акцент на том, что в кризисное время из-за закона о запрете курения страдают ресторанный и рекламный бизнес, снижается пассажиропоток в аэропортах. Предложения о возврате рекламы табака в СМИ, возобновлении продажи сигарет в киосках регулярно озвучиваются, а также предлагается открыть комнаты для курения в аэропортах и на вокзалах.
«Предложение вернуть продажу в киоски — несостоятельное, — сказал Николай Герасименко. — Для бизнеса это небольшие цифры. То же касается и рекламы. На рассмотрении в Думе сейчас находится около 10 законопроектов, часть из них смягчающие закон, часть ужесточающие. Например, предлагается расширить места запрета курения на автобусных остановках и надземных и подземных переходах, на открытых верандах кафе, в коммунальных квартирах».
Послабления в антитабачный закон так или иначе выгодны именно производителям сигарет. Так, вопрос о возврате курилок в аэропорты продвигается компанией Филип Моррис через Общественное движение за права курильщиков. Возврат рекламы в печатные СМИ принесет выгоду скорее табачной промышленности, чем СМИ: до вступления в силу запрета на рекламу доля табачных изделий на рынке рекламы в СМИ составляла около 2%, причем деньги преимущественно тратились на рекламу в журналах для девочек и молодых женщин.
Госдума уже отклонила 7 законопроектов, которые касались и возврата мест для курения в помещениях, и продажи табачных изделий — например, о запрете продажи сигарет женщинам до 40 лет.
Главный редактор газеты «МК» и председатель союза журналистов Москвы Павел Гусев озвучил свою позицию: «После введения запрета на рекламу табака СМИ потеряли часть доходов, но мы никогда не ратовали за возвращение рекламы на страницы прессы. Наоборот, это тот самый случай, когда мы в ущерб финансовым интересам стоим на страже здоровья наших читателей. Более того, к примеру, в МК стали чаще печататься статьи против курения (интервью с врачами, исследования, расследования деятельности табачных компании и т. д.)».
Николай Герасименко считает, что нормы закона достаточно гибкие, а неудобство курильщиков вызвано неправильной интерпретацией формулировок: «Закон не запрещает курение на открытом воздухе рядом с ресторанами. Но находятся какие-то доброжелатели, которые начинают измерять количество столиков, пепельниц... Не прописано такого в законе!».
Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин представил первые результаты введения запрета на продвижение табака на телеэкране. По данным проведенного КонфОп исследования, аналогичного исследованию 2011 года, после вступления в силу запрета на курение на экране, количество эпизодов с курением в сериалах, которые смотрят дети 12-18 лет, сократилось в 2,3 раза. Тем не менее, средняя продолжительность эпизода с курением в сериале осталась прежней — в среднем 0,5 минуты. Мужчины на экране курят в 5 раз чаще женщин, главные герои и молодежь курят чаще остальных героев.
Режиссеры смогли приспособиться к новым требованиям: 39% связанных с табаком эпизодов — это разговоры о курении, хотя сигарета в кадре не появляется, но курение обсуждается в положительном ключе.
Пока курение не исчезло с телевидения полностью, и это повод и дальше реализовывать антитабачный закон, строго следя за его исполнением.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться