Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

21 февраля в 03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

19 февраля в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом

15 июня в 16:19
В МО почти 300 тыс. человек проконсультировались с врачом по итогам диспансеризации онлайн



Нетрадиционная медицина Статьи
02 апреля 2015, 10:40 X 17594 K 0

Гидрореабилитация в лечении детей

Гидрореабилитация — это вид плавания для детей с ограниченными возможностями, в том числе и с психическими отклонениями. В поисках эффективных методов работы с людьми мы познакомились с Дмитрием Юрьевичем Казаковым, старшим преподавателем кафедры теории и методики гидрореабилитации института физкультуры им. Лесгафта, который рассказал нам о том, что такое гидрореабилитация и на что нужно обратить особое внимание.

В 1970 годах прошлого века открылось новое направление на кафедре плавания нашего института, рассказывает Дмитрий Юрьевич. Тогда была совместная работа Института физической культуры и Института протезирования над созданием протеза голени для плавания. Для этого была отобрана группа пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тема получила продолжение после Паралимпиады 1980 года. В 1993 году профессор Морсунов Дмитрий Федорович создал кафедру гидрореабилитации для обучения плаванию детей с ограниченными возможностями, для детей-инвалидов. На кафедре появились первые студенты, а в 1994 году — наши первые ученики с нарушениями здоровья, том числе и душевного (детская шизофрения, нарушения аутистического спектра и другие). Кстати, раньше это направление называлось гидропедагогикой, так как обучение в воде имеет свои нюансы. Вода — это четко трехмерное, безопорное пространство.

С одной стороны, вода — знакомая с рождения человека среда. С другой — чуждая. Она оказывает очень сильное эмоциональное воздействие как положительное, так и отрицательное.

«Разработана целая система жестов, которая позволяет тренеру давать ученику задания. Это невербальное общение».

Задания ребенку в бассейне давать сложно: повышенный шум, на ребенке шапочка. Поэтому в плавании разработана целая система жестов, которая позволяет тренеру давать ученику задания. Это невербальное общение. Здесь очень много нюансов, поэтому и выделили процесс обучения в воде в отдельную группу педагогики. Однако, в связи с особенностями оформления документации, выяснилось, что данная методика легче оформляется как медицинская, поэтому был введен термин «гидрореабилитация».

Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнью человека в условиях продолжительного лишения или существенных ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.

С одной стороны, реабилитация — это восстановление, но тем не менее она подразумевает под собой педагогическое воздействие, педагогический процесс. Мы занимаемся обучением и воспитанием лиц с различными нарушениями в условиях водной среды. И целью является перевод ребенка на качественно новый уровень двигательного, социального, физического развития.

Сам по себе процесс обучения уже развивает человека. Попадая в водную среду, он уже изменяется. Попадая в новую социальную среду, наши дети уже депривированы. К сожалению, сегодня мало кружков, развивающих программ для таких детей. Мы же не только социализируем ребенка, но и учим, развиваем новое умение для него.

Водная среда важна для ребенка

Когда ребенок попадает в среду под названием «бассейн», он сразу начинает работать по нескольким направлениям. Ему приходится делать новые физические усилия. Таким образом происходит повышение двигательной активности ребенка. Ему приходится подстраиваться под новые социальные условия. Элементарно: его раздевают, на него надевают шапочку, плавки; до этого ребенок раздевался только тогда, когда принимал ванну. И порой у детей складывается стереотип: вода — надо купаться без одежды. Он настолько силен, что на них плавки трудно надеть. У нас же идет обучающий процесс социализации. Ребенок учится вести себя определенным образом: здороваться, ходить по лестнице, плавать по правилам и т. д.

«Важно понимать: люди все разные, с разными целями приходят в бассейн, и лучше начинать работать с такими детьми в отдельном пространстве».

Вода сама по себе оказывает благотворное воздействие на организм. Если говорить об эмоциональной сфере, что важно для людей с нарушениями душевного здоровья, то и в этом плане вода очень привлекательна. (Это имеет большое значение как для здоровых людей, так и для детей, имеющих какие-то душевные отклонения.) С другой стороны, вода несет в себе определенную опасность. И потребность взаимодействовать с этой опасностью заставляет и ребенка, и взрослого концентрироваться. Здесь происходит процесс целеобразования.

Вода оказывает очень сильное эмоциональное воздействие как положительное, так и отрицательное.

Работает принцип удовольствия, и человек начинает выполнять определенные действия, которые ему говорит педагог. Преподаватель является прямым посредником между водой (сферой, которая приносит удовольствие) и человеком.

В данном случае самое большое педагогическое воздействие оказывает сама среда. Ребенку никуда не деться. Трехмерное пространство. Колоссальное желание осваивать эту среду, а возможности нет. И тут появляется педагог, который готов пойти с ним на контакт. Ребенок здесь уже сам начинает взаимодействовать с преподавателем. С одной стороны, тренер очень хочет помочь, с другой — ученик очень хочет совладать с этим пространством.

 

Основа методики — личное желание ребенка

Несомненно, происходит активная сознательная деятельность. Если ребенок попадает в эту среду, то с бассейном конфликта нет. С тренером могут быть, но с самой средой, обстановкой — нет. Более того, ребенок готов идти на компромисс, чтобы находиться здесь. И это заставляет его двигаться, то есть выходить из своего кокона. Если говорить, например, о проявлениях аутистического спектра, когда человек уходит в свой внутренний мир, в свои внутренние переживания, то тут появляется некий внешний стимул, который заставляет его налаживать непосредственный контакт с окружающей действительностью, с людьми. Это позволяет трансформироваться и переходить на совершенно новый уровень.

Важно понимать: люди все разные, с разными целями приходят в бассейн, и лучше начинать работать с такими детьми в отдельном пространстве. Нужно сделать безопасную среду для таких воспитанников.

Случай из практики

У меня все случаи яркие и интересные. Например, был ученик с диагнозом «аутизм». Механические повторения одних и тех же слов, движений, раскачиваемость из стороны в сторону (так называемые стереотипии), замкнутость, боязнь людей, проблемы с бытовыми навыками: не умеет одеваться, не всегда понимает речь, — слабая двигательная активность. Сейчас в некоторой степени это по-прежнему присутствует, конечно, но парень работает в библиотеке с бумагами, востребован обществом.

Вместо заключения от автора

  • Гидрореабилитация должна войти в систему ОМС, и расходы на нее должны оплачиваться из медицинской страховки.
  • Кафедра гидрореабилитации должна получить собственный бассейн, где педагоги будут работать не только с действительно тяжелыми пациентами, но и смогут проводить углубленное обучение, переобучение и повышение квалификации для тренеров плавательных бассейнов.
  • В каждом бассейне РФ должно быть выделено время или отдельные дорожки для занятий с детьми с психическими расстройствами, а в штате обязательно должен быть тренер-реабилитолог. Количество тренеров должно корректироваться в зависимости от количества детей с психиатрическими диагнозами, посещающими бассейн.
  • Во всех детских учреждениях для сирот с психиатрическими проблемами нужно организовать либо собственный бассейн, либо обязательные недельные занятия с тренерами-реабилитологами в ближайшем к этому учреждению бассейне.
  • В типовые проекты новых детских домов нужно заложить собственные бассейны.

Советы мамам

  1. Сначала полностью обследуйте вашего ребенка на наличие физической патологии. Физические заболевания всегда дают психические отклонения, выраженность же этих психических отклонений зависит от конкретного организма. Так что для начала всегда исключите реальное физическое заболевание тела, которое доказывается анализами и методами доказательной медицины.
  2. Найдите безопасные методики помощи вашему ребенку, как гидрореабилитация. Это научно подтвержденная методика позволяет реабилитировать ребенка и максимально социализировать его.
  3. Избегайте давать вашему ребенку психиатрические вещества, так как, по свидетельству педагогов, эти таблетки не позволяют двигаться ребенку в созидательном направлении. 

Гидрореабилитация важна. Ведь результат этих усилий — возрождение детей, имеющих психиатрические и иные проблемы, и возможность для таких детей влиться в общество, быть полноценными гражданами.

Фото из личного архива эксперта


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта