Проводимая в медицинских учреждениях страны (в нашем случае — в столице) реструктуризация вызвала массу вопросов, споров, нареканий и даже сопротивление. Владимир Вадимович Гришин, основатель системы обязательного медицинского страхования в РФ, профессор, заслуженный экономист, председатель совета директоров ЗАО «МСМ-Медимпэкс», рассказал о реструктуризации и ее роли в развитии здравоохранения.
Для того чтобы разобраться, насколько реструктуризация оправдана, важно понимать то, что периодические преобразования происходят рано или поздно во всех странах, Россия в этом вопросе не исключение. Это веяние времени. Внедрение системы обязательного медицинского страхования привело к новому экономическому и организационному порядку, а благодаря нацпроекту «Здоровье» и модернизации материальной и технической базы медучреждений в здравоохранении наступил новый технологический уклад, который создавался последние 5–7 лет.
Обращаю внимание, что преобразования в системе здравоохранения на всей территории РФ (кроме Москвы) начались в начале 1980-х годов, когда стал внедряться новый хозяйственный механизм. Он предполагал организационные и структурные изменения в стационарах и поликлиниках, преобразования в системе оплаты труда медработников, а также расширение платных и договорных медицинских услуг. Столица не участвовала во внедрении нового хозяйственного механизма. Единственное, что было взято на вооружение, так это расширение платных медицинских услуг. Последствия этого мы сейчас и наблюдаем. Возросшие требования граждан и руководства города к здравоохранению все равно заставляют провести экспертизу эффективности количества и качества накопленного в столице потенциала и принять фактически одномоментно непростые управленческие решения, затрагивающие интересы пациентов и медиков.
Следует обязательно учитывать, что в столице сосредоточено большое количество медучреждений различной подчиненности: федеральные клиники и центры (они достались в наследство России еще со времен союзного государства и их надо содержать), ведомственные больницы и поликлиники (активно включившиеся в платные услуги и в работу со страховыми компаниями), частные клиники, ну и, конечно, собственная сеть больниц и поликлиник. Поэтому в условиях реальной реализации права выбора медучреждения и врача пациент идет туда где лучше, дешевле, доступнее... При этом все прекрасно знают, что отраслевые ресурсы (прежде всего системы обязательного медстрахования) не безграничны, в том числе и в Москве.
«В Москве, как нигде, активно развивался частный медицинский сектор (причем иногда на фоне некоторого сдерживания развития бесплатного здравоохранения)»
Еще одна особенность Москвы — достаточно сильное коррупционное давление на медицину. Во-первых, в столице существенный миграционный приток. Приезжающие из других регионов и стран хотят получать качественную медпомощь, готовы (или вынуждены) за это платить (в том числе в государственных больницах и центрах), и для них правил и ограничений не существует. Во-вторых, именно поэтому в Москве, как нигде, активно развивался частный медицинский сектор (причем иногда на фоне некоторого сдерживания развития бесплатного здравоохранения). Мною еще в 1990-х годах давалось определение платным услугам — это индикатор бесплатного здравоохранения.
Ни для кого не секрет, что медицинские учреждения (точнее, их земля и помещения), расположенные в центре города, имеют коммерческую привлекательность и часть из них за прошедшие пару десятилетий была закрыта.
Все выше перечисленные факторы, в купе с тем, что сама политика реструктуризации начала проводиться московскими властями достаточно активно (хотя по факту, преобразования должны были проводиться более планомерно в течение двух десятилетий) привели к тому, что многие, даже вполне разумные изменения не принимаются (они нарушают привычный уклад вещей). При этом, на мой взгляд, была несколько нарушена последовательность преобразований, касающихся пациентов и медиков, — им недостаточно внятно объяснили, что и как будет с ними дальше... Отсюда и сопротивление.
Важно понимать, что изменения, в том числе и в здравоохранении, неизбежны, поскольку система медобеспечения должна подстраиваться под новые объективные обстоятельства — меняется состав населения и его заболеваемость, образ и интенсивность жизни, у граждан появилось больше прав и финансовых возможностей, приобретено современное оборудование, внедряются новые технологии диагностики и лечения и пр.
«Нельзя одномоментно закрыть стационары и при этом ничего не изменить в системе оказания поликлинической помощи. К сожалению, в столице преобразования идут по сценарию непонимания ряда решений»
Безусловно, для того чтобы проводить реструктуризацию, необходимы экспертиза и анализ сложившегося положения дел в столичном здравоохранении. Цели нынешней реструктуризации — анализ работы коечного фонда и упор на развитие поликлинической помощи, а также развитие медико-социальных услуг.
Неизбежно перепрофилирование части медучреждений и даже их сокращение. Справедливо подмечено, что перед данными преобразованиями необходимо было создать в поликлиниках подходящие условия для оказания квалифицированной медицинской помощи, в частности, развивать диагностическое направление и создавать отделения восстановительного лечения (данный вид медпомощи крайне востребован и дает существенный экономический, социальный и медицинский эффект).
Другое дело, что все нововведения в систему здравоохранения должны вводиться выверено! Нельзя одномоментно закрыть стационары и при этом ничего не изменить в системе оказания поликлинической помощи. К сожалению, в столице преобразования идут по сценарию непонимания ряда решений. На каком-то этапе были совершены управленческие ошибки. С этой точки зрения критика в адрес реструктуризации системы здравоохранения в принципе объективна.
Что делать медицинским специалистам
Прежде всего, врачампридется задуматься об уровне квалификации, профессионализме и даже о выбранном секторе работы. Все понимают, что делать это необходимо постоянно, а в период преобразований делать придется быстро. Необходимо искать иное место работы и может даже придется менять профиль работы (так происходит во всех странах). Хорошим кадрам место найдется, в том числе в поликлиническом звене (многим уже поступают предложения). Судя по информации столичных управленцев, ресурсы для повышения квалификации есть.
Что касается пациентов
Поликлиническая помощь для пациентовне станет менее доступной (в центре любого микрорайона находится поликлиника, и столичные власти планируют развивать их сеть). Что касается госпитальной помощи, то она совершенствуется постоянно, и этот процесс необратим и бесконечен. Пациенты всегда смогут получить необходимую помощь, но просто в другом стационаре. Ряд отделений в больницах сокращается, в том числе из-за низкой востребованности некоторых больниц, недостаточного уровня их технической оснащенности, невысокой оперативной активности, а также из-за изменения структуры заболеваемости, при ряде состояний и заболеваний услуги могут быть предоставлены в медико-социальном секторе. Даже если у пациента социальное заболевание, при котором помощь оказывается исключительно за счет бюджета, количество специализированных коек в столице достаточно.
В настоящее время у пациента есть выбор, в каком стационаре обслуживаться. Он может выбрать больницу с определенным уровнем оснащенности, лучшим качеством обслуживания и квалификации медицинского персонала. В свою очередь, это будет стимулом и для самих стационаров совершенствоваться — в учреждение с низким качеством обслуживания пациент вряд ли пойдет.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться