Министерство здравоохранения РФ внимательно изучило материалы Счетной палаты РФ и вынуждено констатировать, что оценки аудиторов не во всем совпадают с экспертными оценками, сделанными по аналогичным вопросам специалистами Минздрава России.
Так, Счетная палата отметила, что расходы населения на здравоохранение возрастают, что, как может показаться, делает медицинскую помощь менее доступной и более коммерциализированной. Вместе с тем необходимо отметить, что расходы на финансирование Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи из федерального бюджета с 2006 г. по 2013 г. увеличились в 2,9 раза. Увеличение средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС произошло в 4,6 раза, что позволило не только не снизить объемы медицинской помощи, оказываемой россиянам бесплатно, но и существенно повысить доступность многих видов высокотехнологичной медицинской помощи, которые ранее носили эксклюзивный характер. При этом при определенном росте расходов населения на медицинскую помощь, соотношение расходов из госсредств и из средств населения на здравоохранение в 2013 г. в сравнении с 2008 г. не изменилось и составило 64,8% и 35,2% соответственно.
Расходы на финансирование Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи из федерального бюджета с 2006 г. по 2013 г. увеличились в 2,9 раза. Увеличение средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС произошло в 4,6 раза.
Кроме того, аудиторы полагают, что проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. В действительности прослеживаются достоверные противоположные тенденции. В течение многих лет отсутствовали единые подходы в субъектах РФ к формированию нормативов объема медицинской помощи, тарифов в ОМС, способов оплаты медицинской помощи. Так, в 2008–2009 гг. тарифы в системе ОМС между регионами в отдельных случаях отличались в 25 раз. В 2011 г. этот разрыв сократился, однако стоимость стационарной медицинской помощи все еще отклонялась от расчетного норматива по 64 субъектам Российской Федерации более чем на 50%. В 2013 г. впервые было внедрено финансирование территориальных программ ОМС на основе единого для всей страны подушевого норматива, а также впервые была создана нормативная база, вводящая единые принципы тарифной политики и единые методы оплаты медицинской помощи. Благодаря принятым мерам, впервые все территориальные программы ОМС стали бездефицитными, а также значительно сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида. Дифференциация тарифов уже в 76 субъектах РФ составила менее 20%.
Аудиторы Счетной палаты отмечают, что «в 2013 г. оплата труда за 1 час работы медиков практически не выросла».
В то же время, по данным Росстата за 2013 г., в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата врачей увеличилась по сравнению с 2012 г. на 24% и составила 42 248 руб., среднего медицинского персонала — на 25% и составила 24 102 руб.
Среднемесячная заработная плата врачей увеличилась по сравнению с 2012 г. на 24% и составила 42 248 руб., среднего медицинского персонала — на 25% и составила 24 102 руб.
Некоторое снижение заработной платы врачей федеральных медицинских организаций в 1 квартале 2014 г. по сравнению с 1 кварталом 2013 г. произошло в связи с сокращением расходов федерального бюджета и переходом на одноканальную систему финансирования за счет средств ОМС.
Разброс уровня заработной платы по регионам обусловлен тем, что с 2005 г. регионы самостоятельно устанавливают системы оплаты труда, в том числе медицинских работников, исходя из объема средств консолидированных бюджетов.
Для устранения сложившейся за последние 10 лет ситуации Минтруду России поручено к 2015 году разработать и внести в Правительство РФ предложения по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам работников. Минздрав России примет участие в подготовке указанных предложений в составе межведомственной рабочей группы.
Было отмечено также, что Минздрав утвердил стандарты медицинской помощи для стационарных условий только для 17,2% заболеваний. Следует отметить, что по международной классификации болезней, общее число нозологических форм превышает 32 тысячи. Это не значит, что стандартизации подлежат все они.
Важно отметить, что в нашей стране отсутствовали единые подходы к лечению больных при том или ином заболевании. Впервые в конце 2012 г. Министерство здравоохранения совместно с профессиональным медицинским сообществом разработало для врачей типовой макет клинических протоколов, в соответствии с которыми осуществляется оказание медицинской помощи. К настоящему моменту утверждено более 600 протоколов. Это основные документы, призванные обеспечить качество оказания медицинской помощи. Их число будет пополнено до конца 2015 г. не менее, чем до 1300. Созданные протоколы будут регулярно обновляться с учетом появления новых эффективных методов диагоностики, лечения, профилактики и реабилитации.
Коечный фонд круглосуточных стационаров в 2013 г. уменьшился на 2,3%. Вместе с тем важнейшим стратегическим направлением оптимизации оказания медицинской помощи, наряду с повышением ее качества и доступности, является сокращение неэффективных избыточных мощностей, прежде всего, нерационально работающих, простаивающих по 60–70 дней в году круглосуточных коек стационаров.
Счетной палатой обращается внимание на сокращение числа коек и учреждений здравоохранения в стране. Действительно, коечный фонд круглосуточных стационаров в 2013 г. уменьшился на 2,3%. Вместе с тем важнейшим стратегическим направлением оптимизации оказания медицинской помощи, наряду с повышением ее качества и доступности, является сокращение неэффективных избыточных мощностей, прежде всего, нерационально работающих, простаивающих по 60–70 дней в году круглосуточных коек стационаров. Повышая эффективность работы коек, объем медицинской помощи не только не снижается, а нарастает. Кроме того, за счет высвободившихся ресурсов удается увеличивать доступность большему числу россиян высокотехнологичных стационарных методов диагностики и лечения. Следует подчеркнуть, что сокращение коек происходит лишь там, где это не ведет к снижению качества и доступности медицинской помощи.
Так, по поводу оказания медицинской помощи сельскому населению следует отметить, что до реализации мероприятий программ модернизации здравоохранения, медицинская помощь сельскому населению оказывалась преимущественно в медицинских организациях первого уровня (участковые и районные больницы), за исключением высокотехнологичной медицинской помощи.
Важнейшей целью программы модернизации здравоохранения стало выстраивание трехуровневой системы оказания медицинской помощи, при которой экстренная специализированная медицинская помощь при острых сосудистых патологиях, комбинированных травмах и других состояниях, в том числе жителям сельской местности, оказывается на основе единых современных порядков и стандартов в межмуниципальных, межрайонных медицинских центрах второго уровня.
Число региональных и первичных сосудистых центров выросло в 1,5 раза и число коек в них выросло в 4 раза, по сравнению с 2011 г.
В связи с новой технологией маршрутизации пациентов, общее число госпитализаций сельского населения складывается не только из госпитализации в учреждения первого уровня (участковые и районные больницы), но и из госпитализаций в межмуниципальные сосудистые центры, травмоцентры и учреждения родовспоможения.
Таким образом, наряду со снижением на 4,3% числа коек сельских стационаров, число региональных и первичных сосудистых центров выросло в 1,5 раза (с 293 в 2012 г. до 430 в 2013 г.) и число коек в них выросло в 4 раза, по сравнению с 2011 г. (с 7 266 в 2011 г. до 28 752 в 2013 г.). Сформированная система оказания качественной медицинской помощи сельскому населению позволила снизить в 2013 г., по сравнению с 2011 годом, показатели смертности от болезней системы кровообращения на 11,7%, от травм и отравлений — на 7,4%, а общую смертность — на 4,6%.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
"Благодаря принятым мерам, впервые все территориальные программы ОМС стали бездефицитными, а также значительно сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида. Дифференциация тарифов уже в 76 субъектах РФ составила менее 20%.
Аудиторы Счетной палаты отмечают, что «в 2013 г. оплата труда за 1 час работы медиков практически не выросла».
В то же время, по данным Росстата за 2013 г., в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата врачей увеличилась по сравнению с 2012 г. на 24% и составила 42 248 руб."
= программам ОМС денег прибавили, они разбогатели
= врачам не прибавили ставку за час, но прибавили почти 25% денег - значит, они стали работать на 25% больше?
баба на возу плюшки трескает, лошадку хлещет и уже даже и пинать начала...
Ничего себе метафоры)) Так получается, что в Счетной Палате одно, а врачи думаю иначе? И вообще на самом деле все иначе?
А потом мы сталкиваемся с коррупцией в рядах врачей, как тогда ,в 2011, как главного окнолога Москвы Чиссова сняли с поста руководителя РОНЦ им. Блохина из-за того, что его зам взятку взял и его спалили.
У меня иногда такое ощущение, что в такого рода заведениях куплено всё, что может быть куплено. И это совсем не радует((
Арина, вы знаете, конечно, нельзя умалять достоинство реально ХОРОШИХ врачей из РОНЦ и иже с ним, но вот те, скажем так, отбросы, которые там работают, просто удар по репутации!
Онкология и другие тяжелые болезни вообще собирают вокруг себя кучу всяких мерзавцев,желающих сорвать куш. Так что не удивительно, что в этом РОНЦ такой скандал был. Да, и вообще неудивительно, что у нас в медицине часто случаются коррупционные скандалы
Да, наблюдаем время от времени. Печально.
Хорошие есть, и слава богу. Грустно то, что репутацию заляпать можно другими как бы специалистами за одну секунду.
По онкологии, насколько я знаю, без денег никуда (и в стол надо, и под стол тоже, и т.д.).
А еще ,слышали, в Совфеде хотят продавить законопроект в духе #аккуратныесанкции - запрет ввоза иностранных лекарств. А те, кто будут ввозить, будут подвергаться уголовному преследованию. У нас половина лекарств при раке - из-за рубежа! Вон, в 2012 в РОНЦ лекарств не хватило,а сейчас что начнется?!
Я слышала про иностранное оборудование, точнее читала здесь на сайте. А про лекарства еще нет. Но вот на оборудовании иностранном, насколько я знаю, все операции делаются. Мы еще со своим не так мастеровиты.
Варвара, вы знаете, у нас в том же РОНЦ, оказывается, из оборудования было закуплено 1,5 ПЭТ - и что? Антон Буслов, которому в РОНЦ поставили неправильный диагноз и лечили от него полгода (!), сейчас лечится в Нью-Йорке - через пожертвования небезучастных людей, пишет в своем ЖЖ, что у нас практически все отстает и весьма существенно.
Я думаю, что много левой шумихи. Заграницей, может, и хорошо, но тоже есть свои нюансы. Все-таки в России есть отменные специалисты. Я, например, попадала только к таким.
Так может быть, с кадрами проблема? Не все врачи грамотны и могут поставить правильный диагноз?