Детский церебральный паралич (ДЦП) — это собирательное понятие. Под ДЦП понимается группа симптомокомплексов различных двигательных нарушений. Они не прогрессирующие и связаны с поражениями или аномалиями головного мозга, возникающими в перинатальном периоде. О симптомах и лечении ДЦП рассказывает эксперт МЕД-инфо Михаил Шипилов.
Существует около 400 причин, ведущих к ДЦП. Часто это неблагоприятные факторы, воздействующие на еще не родившегося ребенка: перенесенные во время беременности вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания матери, токсикозы беременности, ушибы плода, резус-конфликт, физические и психические травмы беременных, перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах, некоторые лекарственные препараты, экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количестванитратов, ядохимикатов, радионуклидов, синтетических добавок). Также к ДЦП могут приводить асфиксия и состояние клинической смерти при рождении, инфекции мозга (менингит, энцефалит) и черепно-мозговые травмы на первом году жизни ребенка.
Нарушения движения проявляются в виде
— Напряжение, либо полное расслабление многих групп мышц. Возможно сочетание напряжения и расслабления, когда в покое мышцы расслаблены, а при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно будет невозможным.
Существует около 400 причин, ведущих к ДЦП. Часто это неблагоприятные факторы, воздействующие на еще не родившегося ребенка.
— Полное отсутствие произвольных движений или ограничение движения. Часто страдают тонкие движения, например, изолированные движения пальцев рук.
— Возникают непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение двигательного акта. Так, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки, ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются.
— Непроизвольные движения, обусловленные переменным тонусом речевых мышц, мышц шеи, головы, конечностей, туловища с наличием неестественных поз и незаконченных движений и дрожание пальцев рук и языка.
— Нарушения равновесия и координации движений.
Нарушения психики
В 70-80% случаев наблюдается нарушения интеллекта. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений. У 20-25% детей снижается слух. Возможны нарушения зрения: 10% — слабовидение и слепота, 20-30% — косоглазие.
Нарушения интеллекта проявляются ограничением запаса сведений и представлений об окружающем и неравномерностью развития психики. Часто возникает замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти и низкая умственная работоспособность. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего мира и социальной сферы, а имеют представления лишь о том, что было в их практике. Нередка задержка речевого развития с нарушением как устной, так и письменной речи.
В 70-80% случаев наблюдается нарушения интеллекта. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений. У 20-25% детей снижается слух. Возможны нарушения зрения: 10% — слабовидение и слепота, 20-30% — косоглазие.
Эмоции зависят от преобладающего настроения. Так, при преобладании повышенного настроения и некритичности к своему дефекту наблюдается эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, агрессия, радостное, приподнятое, благодушное расположение духа (эйфория). При преобладании пониженного настроения и повышенной чувствительности к своему дефекту возникает заторможенность, застенчивость, робость, плаксивость, раздражительность, капризность, реакции протеста, полное безразличие или безучастность. Для многих детей характерны страхи: боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов, домашних животных.
Лечение
Применяются лекарства, улучшающие кровоснабжение мозга и мышц, лечебная физкультура, в некоторых случаях — ортопедическое лечение. Хорошо зарекомендовало себя физиотерапевтическое лечение (импульсный ток, электрофорез, амплипульс). Для коррекции речи необходимы занятия с логопедом, психики — психотерапевта и психолога. Частота встречаемости ДЦП составляет 5-6 на 1000 новорожденных, 70% из них получают инвалидность. 20-35% больных — тяжелые инвалиды: не обслуживают себя, не передвигаются и оказываются необучаемыми.
Советы родителям
Частота встречаемости ДЦП: 5-6 на 1000 новорожденных, 70% из них получают инвалидность. 20-35% больных — тяжелые инвалиды: не обслуживают себя, не передвигаются и оказываются необучаемыми.
ДЦП часто возникает с рождения и продолжается всю жизнь. Родителям необходимо принять ребенка таким, какой он есть. Эти дети с раннего возраста нуждаются в заботе и ласке и даже больше, чем обычные дети. Однако нельзя все делать за ребенка, так как у него могут сформироваться иждивенческие установки с неспособностью самому обслужить себя. Мамы и папы могут самостоятельно овладеть приемами общего и точечного массажа. Одним из перспективных современных направлений является лечебная кинология (общение с собакой), ведь иметь домашнего питомца может позволить себе практически каждая семья. Дети заботятся о ней, играют, в процессе которой целенаправленно развивается мелкая моторика.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Часто проблемы бывают именно у родителей, которые очень сложно могут принимать действительность.