Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Медицина и общество Аналитика
10 февраля 2014, 16:22 X 4730 K 0

Кто в ответе за здоровье школьников?

Проблемы здоровья учащихся в нашей стране пытаются решить с 1904 года, со дня выхода указа «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Прошло больше 100 лет, но ситуация усугубляется по ряду объективных и субъективных причин.

В начале прошлого века школа и государство взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв ее с родителей и общества. Получается, что именно школа должна отвечать за здоровье детей и соблюдение здорового образа жизни. В 2008 году Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию на основании материалов Научного центра здоровья детей РАМН отметил значительное ухудшение состояния здоровья современных школьников.

Основные проблемы здоровья школьников

Если в 1998 году к 1-й группе здоровья относились 4,8% учащихся младших классов, то 10 лет спустя — менее 2%. У мальчиков состояние здоровья хуже, чем у девочек. У первоклассников процент абсолютно здоровых детей снизился с 8,7% до 4,3%. Первоклассники имеют худшие показатели готовности к обучению, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития подготовленности к обучению, выросло в 2 раза.

Среди учащихся вторых-третьих классов выявлен стремительный рост распространенности функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, нервно-психических расстройств и нарушений костно-мышечной системы. Наблюдается высокая распространенность ожирения среди детей, особенно среди мальчиков — 97,3 на 1000 обследованных, среди девочек — 30,6 на 1000.

Если в 1998 году к 1-й группе здоровья относились 4,8% учащихся младших классов, то 10 лет спустя — менее 2%. У мальчиков состояние здоровья хуже, чем у девочек. У первоклассников процент абсолютно здоровых детей снизился с 8,7% до 4,3%. 

Установлено, что состояние здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала обучения в школе. Показатель нарушений здоровья различных систем организма у шестилетних выше, чем среди детей, поступивших учиться в 7 лет и позже. Учатся они не хуже, чем семилетние, но одна и та же учебная нагрузка обладает для их организма большей «физиологической стоимостью».

В 2010 году главный педиатр страны, академик Александр Баранов сообщил, что рост заболеваемости среди детей 5-7 лет возрос на 9%, а среди 15-17-летних составил 69,5%. В то же время снижение веса подростков достигло в среднем 1,5 кг, а снижение показателей роста — 2 сантиметра. В то же время, по его словам, в национальном проекте «Здоровье» «по детству почти ничего нет». Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует: состояние здоровья подростковой группы может быть охарактеризовано как критическое. Основные причины: ухудшение социально-экономических условий в стране, снижение качества медицинского обеспечения, распространение факторов подростковых рисков и частые реформы в образовательных учреждениях.

За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилось на 89%, среди девушек — на 51,6%.

За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилось на 89%, среди девушек — на 51,6%

Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходят за счет значительного напряжения функциональных систем организма. В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения: их число увеличилось с 10,8% до 20,3%. В 4,5 раза увеличилась доля хронических заболеваний нервной системы — с 3,8% до 17,3%, третье место по-прежнему остается у болезней костно-мышечной системы. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое место, хотя в 1998 году хронические болезни органов женской мочеполовой системы не стояли так высоко в перечнях хронических болезней.

Среди функциональных расстройств лидируют нарушения системы кровообращения — 25%, затем идут нарушения опорно-двигательного аппарата — 17%. На третьем месте — эндокринные нарушения — до 14,0%. Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность, у современных подростков на 20-25% ниже, чем у их сверстников поколения 1980-1990-х годов. Поэтому около половины выпускников-мальчиков и до трех четвертей девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

По данным врачей, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах перерастают в стойкие хронические. В 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. До 40% детей страны страдают остеопорозом, что связано с нехваткой кальция в еде.

Что делать

Необходима государственная политика оздоровления детей во всех возрастных группах в сфере организации их питания. Но возникает вопрос: «А что мы имеем сегодня?». Основополагающим нормативным актом, признающим ребенка субъектом права, является Конвенция о правах ребенка — единственный закон, который признали 200 стран мира и единственный закон ООН, который был принят безоговорочно в течение 2 минут. Статья 6 Конвенции гласит: «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Статья 24 закрепляет право ребенка на здравоохранение и медицинское обслуживание с внутриутробного периода и до 18 лет: «Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными условиями системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения».

Среди функциональных расстройств лидируют нарушения системы кровообращения — 25%, затем идут нарушения опорно-двигательного аппарата — 17%. На третьем месте — эндокринные нарушения — до 14,0%.

Права детей на охрану здоровья гарантируются Конституцией Российской Федерации, законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Отдельного закона об охране здоровья детей в России нет, основные положения об охране здоровья детей отражены в законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Положения статьи 51 закона «Об образовании» устанавливают требования к охране здоровья обучающихся и воспитанников. Учебная нагрузка и режим занятий должны быть согласованы с органами здравоохранения. На практике уже в дошкольном возрасте детей нагружают непосильными их возрасту и развитию заданиями. Самое интересное, что сами родители толкают работников дошкольных учреждений к интенсификации занятий. В итоге 20% детей приходят в первый класс с пограничными нарушениями здоровья.

О досуге детей родители часто вспоминают перед летними каникулами, и то в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних. Оздоровление детей, организация летнего отдыха и санаторно-курортного лечения в регионах РФ проблематичны: с 2010 года финансирование этой сферы полностью возложено на региональный бюджет. К основным факторам риска для здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые влияют на формирование здоровья школьников, являются:

  • высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации
  • низкая двигательная активность учащихся, ее дефицит в младших классах составляет 35-40%, в старших — 75-85%;
  • недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

Кроме того, среди детей и подростков нашли широкое распространение деструктивные формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность и девиантные формы поведения. К тому же, по всей стране наблюдается рост насилия по отношению к детям. Факты жестокого обращения с ребенком необходимо фиксировать в медицинской карте. Для этого Минздрав региона должен издать приказ, который устанавливал бы алгоритм межведомственного взаимодействия в случае диагноза «Синдром жестокого обращения с ребенком». Он даст возможность ранней профилактики жестокого обращения с детьми путем надзора со стороны врачей, которые имеют прямой контакт с ребенком, а также будет способствовать своевременному привлечению родителей, а не только по заявлению в полицию с последующим получением справки медико-социальной экспертизы. Сегодня только она является основанием для привлечения к ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Приведенные цифры детского неблагополучия говорят о том, что нужна продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме детского здоровья. Отправной точкой для всех субъектов РФ по созданию среды, доброжелательной к детям, может стать Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. По мнению экспертов, нужно разработать и принять государственную Концепцию создания сберегающей здоровье среды для детей. Кроме того, необходима разработка и принятие нормативно-правовых актов защиты прав ребенка на здоровье на региональном уровне с учетом особенностей субъекта федерации.

Есть и другие предложения, в первую очередь, Государственной Думе. Предлагается разработать и принять федеральный закон «Об охране здоровья детей»; рекомендовать субъектам издать приказ на уровне регионального министерства здравоохранения для установления диагноза «Синдром жестокого обращения с ребенком» согласно международной классификации болезней, а также рекомендовать образовательным учреждениям целенаправленно заниматься просвещением родителей и законных представителей несовершеннолетних в части сохранения здоровья детей.


Читайте также в рубрике «Аналитика»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта