Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

12:12
В Кемерове на месте трагедии работают психологи

11:39
Внимание: работают мошенники

11:00
Открыт Центр компетенции по «Маркировке лекарственных средств»

21 марта в 17:28
Для непрошедших диспансеризацию надо пересмотреть условия медстраховки

19 марта в 14:44
Genetico и Лаборатория клинической биоинформатики будут сотрудничать



Здоровый образ жизни Репортаж
30 августа 2013, 14:19 X 2880 K 7

Экотерапия, или Мосты в природу

«Ребенку необходим свежий воздух, больше гуляйте, это полезно для здоровья» — уже ставшие классическими рекомендации педиатров знакомы всем родителям. Но если для обычных детей это лишь вопрос свободного времени, то для детей-инвалидов (на инвалидных колясках, с недостатками зрения и слуха и другими нарушения здоровья) даже простая прогулка по двору сопряжена с массой сложностей и ограничений. Ну а поездка на природу или даже в городской парк для многих из таких ребятишек и вовсе несбыточная мечта.

Вместе с тем, как считают психологи, для детей с ограниченными возможностями здоровья пребывание на природе имеет особое значение. Флора и фауна как предмет познания стирают существующие для них границы мира, способствуя эффективной интеграции детей с инвалидностью в социум.

Именно с этой целью в столице действует программа «Мосты в природу», которую организует Региональный благотворительный общественный фонд «Качество жизни» при финансовой поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы. Ежегодные летние экотерапевтические экскурсии для детей с инвалидностью проводятся на территории столичного природного заказника «Воробьевы горы». За это время участниками 263 экскурсий стали 4670 детей с инвалидностью. По предварительным оценкам, в этом, уже седьмом по счету сезоне еще 540 юных москвичей примут участие в данной программе.

Одним из августовских дней наш корреспондент Ирина Третьякова вместе с подопечными территориального центра социальной защиты «Измайлово» тоже отправилась в увлекательное путешествие по «тропе природы».

Зеленая терапия

Перед началом экскурсии каждый из ее участников получил «туристический набор»: бейсболки и рюкзачки зеленого цвета, а также экологические тетради («спутник начинающего следопыта», «путешествие с орнитологом»), в которые дети уже на маршруте делали отметки и записывали свои наблюдения.

«Экотерапевтические экскурсии дают детям с различными нарушениями здоровья уникальную возможность сделать природу близкой и понятной для себя, — рассказывает руководитель программы «Мосты в природу» Наталья Еремина. — Природные территории предлагают ребенку естественные препятствия — лесные извилистые тропы, подъемы и спуски, преодоление которых полезно для тренировки вестибулярного аппарата, координации движений, развития двигательной активности.

Маршрут программы длится всего 1,5—2 часа, но даже за это короткое время с ребятами происходят значительные изменения. С каждым новым шагом они становятся более уверенными, открытыми к общению и готовыми отправиться в любое путешествие. Природа как предмет познания, изучения, исследования расширяет границы мира и дает ребенку ощущение полноты жизни. Да и само пребывание на природе, бесспорно, удовлетворяет естественную потребность в движении, укрепляет здоровье детей».

Экотерапия — один из реабилитационных методов восстановительной медицины. Сам термин «экотерапия» (ее еще называют зеленая терапия или природная терапия) был введен в обиход в 1996 году. Всевозрастающий интерес к экотерапии дал старт развитию целой научной школы.
Экотерапевты уверены, что человек должен стараться как можно больше времени проводить на природе. Сегодня многие исследователи и практикующие врачи утверждают, что экотерапия обладает прекрасным восстановительным эффектом, улучшает настроение, снижает раздражительность, помогает в преодолении стрессовых и депрессивных состояний.

Под ручку с... бобром

«Перед началом экскурсии мы обязательно знакомим ребят друг с другом. Это очень важный психологический момент, который позволяет создать атмосферу благожелательности, доверительных отношений между детьми, — рассказывает главный специалист Управления особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы Ольга Королева. — А помогает нам в этом ...бобр».

Тут требуется небольшое пояснение. Бобр — забавная плюшевая игрушка. В течение экскурсии он переходит «по наследству» от одного ребенка к другому. Помимо того, что его просто приятно подержать в руках (он мягкий, пушистый и какой-то очень уютный), на примере этой игрушки экскурсовод рассказывает о повадках животных, особенностях поведения и пр. «В игровой форме дети лучше воспринимают и закрепляют полученный материал. Кроме того, эта своеобразная эстафета также сближает детей, они становятся более открытыми к общению друг с другом», — говорит Ольга Королева.

Специально оборудованная экологическая тропа дает возможность побывать в удивительном мире растений и животных, не причиняя им вреда и не нарушая естественной среды обитания. Когда возникла идея проводить здесь экскурсии и для детей с ограниченными возможностями, было сделано все, чтобы адаптировать ее к потребностям инвалидов. Все беседки для отдыха и обзорные площадки специально обустроены пандусами. Вдоль всего маршрута сделаны перила, они выкрашены в контрастный желтый цвет, а край тропы выложен цветным бордюрным камнем, что также предусмотрено для участников проекта с ослабленным зрением. Текстовая информация на информационных стендах продублирована шрифтом Брайля.

«Царская корона» Москвы

«Воробьевы горы» — одно из излюбленных мест отдыха москвичей. Первое упоминание о нем встречается в XV веке. Супруга московского князя Василия I, Великая княгиня Софья Витовтовна купила село у местного священника, прозванного в народе Воробьевым. С тех пор оно стало дворцовым. Именно здесь во дворце Иван Грозный в 1547 году спасался от пожара, испепелившего Москву.

Эти места хранят память о российских самодержцах Алексее Михайловиче, Петре Великом, Елизавете Петровне, Екатерине II. Неслучайно Воробьевы горы называли «Царской короной» Москвы. Богатые дичью леса Воробьевых гор служили излюбленным местом охоты царских особ. На террасах и склонах разбивались цветники, сады и парки, завозились экзотические животные.

Сегодня, конечно, все изменилось, и экзотических животных здесь нет. Зато есть свой мини-зоопарк. В разных вольерах мирно уживаются белки, курицы, петух и фазан. Дикая фауна парка в основном представлена мелкими грызунами. Водятся здесь рыжая полевка, лесная мышь, ежи и кроты. По словам Ольги Королевой, встречаются и лисы.

Оно дышит!

Следующий пункт маршрута — у старого дуба. Это огромное раскидистое дерево — одна из достопримечательностей парка, ему более 220 лет. Рядом с ним «больное» дерево — кора облезла, торчит ствол, он почти засох. «У деревьев, как и у людей, бывают болезни, это болеет раком», — поясняет Ольга Королева. «Жалко дерево», — вздыхают дети...

Двигаемся дальше по тропе. Вокруг стенды о том, как нужно беречь природу и вести себя в лесу. Все внимательно слушают экскурсовода. А впереди уже маячит беседка, пора передохнуть.

Для того чтобы дети не уставали, программа экскурсии включает в себя не только познавательную информацию, но также развивающие упражнения и подвижные игры. Эти программы разрабатывали лучшие эксперты — психологи, дефектологи, педагоги на основе методов экотерапии и с учетом особых потребностей детей, имеющих различные нарушения здоровья.

Ольга Геннадиевна достает из сумки... стетоскопы. «Сейчас будем слушать, как дышат деревья», все радостно включаются в игру. Мы тоже не удержались. Ощущения удивительные. Слышно, как внутри дерева что-то перекатывается, какие-то шорохи, гул. «Это идет сокодвижение, вода из корней перемещается в крону и наполняет листья влагой и питательными веществами», — поясняет экскурсовод. Детям это задание очень понравилось.

Один из последних пунктов маршрута — игра в жмурки, но не простая, а тоже экологическая. На стенде — куски стволов разных деревьев. Ребенку завязывают глаза, он трогает кору, запоминает пальцами текстуру дерева. Потом его уводят, снимают платок, и он уже на ощупь должен определить, какое из них трогал. Проигравших не было — угадали все!

«К сожалению, в Москве пока не все природные территории приспособлены к потребностям инвалидов, это значительно ограничивает возможности для их посещения, — посетовала Наталья Еремина. — Но мы рады, что постепенно география программы расширяется, прокладываются новые мосты в природу для юных москвичей навстречу окружающему миру и активному здоровому образу жизни. В этом году для ребят были разработаны два новых маршрута — экологические тропы на территории Серебряного бора и Битцевского парка».

Фотографии корреспондента МЕД-инфо Ирины Третьяковой 


Читайте также в рубрике «Репортаж»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. Nastenysh 07 октября в 16:08  

Замечательно, что о детях с ограниченными возможностями с каждым днем думают все больше. Возможно мы доживем до того времени, когда такие детишки не будут изгоями в обществе


. Ирина Исаева 07 октября в 16:13  

Сейчас для этих детей очень много делается, и благотворительные фонды работают, и школы для таких детей открывают, и родителям финансово помогаю растить таких детей, чтобы они могли жить нормальной, полноценной жизнью.


. Nastenysh 07 октября в 16:22  

Вот бы еще больше уделялось роли воспитанию здоровых людей и детей в особенности. Часто на ребенка в инвалидном кресле сверстники показывают пальцами, дразнят. И это самое страшное, когда люди считают кого-то, кто не такой как ты, ущербным и недостойным для "здорового" общества, а так думают только больные.


. Ирина Исаева 07 октября в 16:25  

Мне кажется, что то как ребенок относится к детям-инвалидам идет из семьи. Если родители будут рассказывать своим детям, что ребенок в инвалидной коляске не ущербный, а просто особенный, то и их сын или дочка будут так к ним относиться, и дружить, и гулять, и играть с такими детьми.


. Nastenysh 07 октября в 16:27  

Это верно, все беды от семьи. Поэтому взрослых и надо в первую очередь воспитывать. Важно и в школах поднимать эту проблему.


. Ирина Исаева 07 октября в 16:44  

В школах очень важно, ведь там закладывается в детей очень много всего, и положительное отношение к детям-инвалидам тоже в школе надо прививать.


. Анастасия Бычкова 07 октября в 16:56  

Согласна со всеми ораторами. С одной стороны много сделано и многое делается для детей-инвалидов, с другой стороны культура и образование населения настолько низки, что становится стыдно за нашу страну. В Европе и Америке дети в инвалидных креслах учатся вместе со здоровыми ребятишками, школы, магазины, библиотеки оборудованы пандусами. А у нас выйдешь из Москвы и все, никаких тебе благ жизни для больных детишек. Конечно, не исключаю, всегда будут косые взгляды, недопонимания у здоровых детей (они же все-таки дети!). НО надо с младенчества показывать и рассказывать о том, что бывают особенные детишки, к которым надо относиться уважительно, как и ко всем остальным.