9 февраля прогрессивная общественность отмечает Международный день cтоматолога. Перед праздником имплантологи, ортодонты, хирурги и другие зубные специалисты решились поделиться с МЕД-инфо впечатлениями насчет того, как они сами лечат зубы. Мы-то редко задумываемся над этим, особенно когда доктор нависает над нами с устрашающего вида бормашинкой. Но вдруг они тоже боятся? Или профессиональные знания помогают избежать страха?
Марина Колесниченко, стоматолог, главный врач клиники:
«Принимать коллегу-стоматолога всегда очень приятно и даже лестно: если он решил доверить именно мне лечение своих зубов, значит, моя квалификация не вызывает сомнений. Не буду скрывать, это более высокая оценка, чем от обычного пациента, не настолько глубоко разбирающегося в стоматологии. Одна из самых приятных профессиональных ситуаций в моей жизни — когда ко мне на прием пришла профессор, доктор наук, у которой я проходила обучения в ординатуре.
Я при визите к стоматологу всегда говорю, что мы коллеги, и мы очень продуктивно и интересно общаемся. Важнее всего здесь доверять друг другу. Впрочем, перед проведением любой манипуляции мы подробно описываем пациенту возможные варианты лечения, и неважно, врач он или нет. Какой результат ему нужен, как будут проводиться процедуры — все это мы учитываем при составлении плана лечения, по которому и действуем.
Я не боюсь лечиться, поскольку уже разработаны прекрасные анестезирующие средства, так что лечение проходит спокойно, безболезненно и комфортно. А вот что касается страха перед лечением чужих зубов, то я придерживаюсь принципа: сомневаешься — не делай. Еще лишь начав работу, ты должен быть заранее уверен в ее итоге, невзирая ни на какие форс-мажорные обстоятельства. Это твоя зона ответственности, и если нет уверенности в будущем успехе, лучше вообще не начинать».
Александр Ахтанин, ортопед, стоматолог-имплантолог
«Стоматологи — пациенты сложные: они прекрасно разбираются во всем, что происходит, так что они с орлиной зоркостью следят за каждым твоим действием. Хотя должен отметить, что врачи выбирают стоматолога по рекомендации, что задает определенный уровень доверия.
Но даже с доверием процесс лечения может внезапно осложниться. Например, я ставил имплант доктору, который сам занимается имплантологией с 1996 года. Казалось бы, уже достаточно непростая ситуация, но и это еще не все: моим пациентом был мой отец Александр Павлович. В глубине души полагаю, что что он ждал, когда же мы подрастем и научимся ставить импланты, чтобы довериться именно нам.
Кстати, родным и близким людям проводить лечебные процедуры всегда труднее — за них ты переживаешь вдвойне. При том, что для успешной установки импланта пациент все-таки должен держать рот открытым, а мой папа постоянно, прямо во время операции, порывался вмешаться в ход дела, дать мне ценные советы и наставления. Это была одна из самых трудных операций в моей практике — не потому, что случай сложный, а потому что папа никак не мог успокоиться и, так сказать, сойти с капитанского мостика.
«Такая профессия — много адреналина, стресс, как у пожарного, зато потом наступает ни с чем не сравнимый момент — мы заканчиваем лечение, и пациент видит результат: красивую улыбку. Эта минута стоит любых усилий»
Но все-таки мы победили. Я установил имплант, и он благополучно до сих пор стоит на месте.
У меня пока не было нужды лечить зубы, но мой брат удалял мне восьмерки — я специально выбрал его, а не папу, так как опасался, что папа будет переживать намного сильнее. (М не повезло — вся моя семья стоматологи.) А вот для других врачей ключевую роль в выборе стоматолога играют рекомендации коллег.
Но вообще я не то, что боюсь лечиться, скорее, это удовольствия мне не доставляет. Больше того, уверен, что я буду не самым смелым пациентом, а, наоборот, достаточно противным: замучаю всех вопросами, попрошу все показать... Меня знания о процессах стоматологического лечения не слишком успокаивают.
В целом же, мне кажется, лучше тщательно выбрать своего врача, потратить на поиск больше времени, но зато потом полностью ему довериться и выполнять все его рекомендации. Именно так вы получите отличный результат после лечения.
А еще, когда только начинаешь работать, есть страх и при лечении чужих зубов. Иногда так переживаешь за пациента, что ночь не спишь, хотя с опытом обретаешь большее спокойствие. Но такая уж это профессия — много адреналина, стресс, как у пожарного, зато потом наступает ни с чем не сравнимый момент — мы заканчиваем лечение, и пациент видит результат: красивую улыбку. Эта минута стоит любых усилий».
Елена Николаенко, врач стоматолог-терапевт
«По-моему, единственное отличие пациентов-коллег от обычных клиентов заключается в том, стоматолог обладает значительно большими знаниями. Других ярких отличий я не обнаружила, хотя нередко лечу своих коллег. В принципе, если он садится к тебе в кресло, значит, полностью доверяет. А чтобы сразу разрешить все возможные вопросы, я подробно описываю все, что намерена делать.
Что до меня, то никаких особых секретов по выбору стоматолога у меня нет. Я просто обращаюсь к специалистам моей клиники. Если мне нужна чистка, то я сажусь в кресло и не задаю никаких вопросов: во-первых, я доверяю специалисту, во-вторых, знаю, как проходит сама процедура. Конечно, знания дают некоторое преимущество, когда ты выступаешь в роли пациента.
Я еще ни разу не лечила зубы, потому что у меня нет кариеса или других проблем, но, думаю, когда дело дойдет до этого, я буду побаиваться медицинских процедур, как и все люди. А вот страх перед лечением пациентов тоже есть, особенно у молодых, начинающих специалистов. Работа с пациентом всегда вызывает переживания, которые ты прячешь, чтобы твой пациент не стал волноваться еще сильнее».
Ирина Зайцева, ортопед, главный врач стоматологической клиники
«Кода ко мне приходит близкий друг-коллега, то он садится в кресло, просит разбудить, когда я закончу, и засыпает. Стоматолог-незнакомец тоже получит хорошую помощь, если доверится и не будет порываться контролировать все действия, потому что моя стоматология — мои правила. Если он не может себя пересилить и начинает диктовать свои условия, то мы мягко прощаемся.
Кстати, однажды за границей, на отдыхе, я общалась с друзьями и вызвалась помочь с переводом, а переводила речи доктора, который вещал, как профессор на кафедре, обещая сделать все в лучшем виде. Я сказала друзьям, что ему можно довериться, а в итоге все вышло не так. Увы, и стоматолог не застрахован от не самого хорошего лечения.
„Страха перед лечением зубов у меня тем более нет: сейчас уровень технологий в стоматологии, что бояться нечего“
Если бы я оказалась в таком положении, то вынуждена была бы сосредоточиться на чистоте офиса и рубашки доктора. Между прочим, это важные детали: например, снимает ли перчатки стоматолог, чтобы ответить на телефонный вызов, или бродит в них по всей клинике? Как угадать, каков уровень компетенции врача? Кофейная гуща? Карты таро? Дипломы на стене или отзывы в интернете? Это все не гарантия успеха. Совет? Ищите своего доктора по рекомендациям и доверяйте ему!
Порой меня посещает сожаление о том, что нельзя поставить пломбу самой себе, но не потому, что нет доверия, а потому, что хочется пообщаться с друзьями. Увы, у врачей так мало времени!
Кстати, лечить зубы я обожаю: для меня это как визит в SPA-салон: удовольствие и польза одновременно».
Магомед Дахкильгов, челюстно-лицевой хирург, имплантолог, ортопед, главный врач клиники
«Я всегда очень рад, когда моим пациентом оказывается стоматолог. Оказывать помощь коллеге, который выбрал меня как лечащего врача — большая честь и знак высокого доверия к моему труду. Получить такую высокую оценку своего профессионализма — необыкновенно приятно любому специалисту — и стоматологу, и врачу другого профиля.
Сам я лечу зубы, обращаясь к моей команде, в действиях которой я полностью уверен — на 100 %. Хотя до этого меня иногда посещало некоторое сожаление о том, что я не могу поставить, так сказать, пломбу сам себе. Но теперь меня окружают лучшие в своей области доктора. Я иду к ним без малейшей тревоги.
А страха перед лечением зубов у меня тем более нет: сейчас уровень технологий в стоматологии, что бояться нечего».
Галина Сахнова, терапевт, пародонтолог, главный врач стоматологии
«Почему пациент-стоматолог отличается от обычного? Потому что когда у тебя на приеме врач-коллега, он очень внимательно наблюдает за каждым твоим шагом. Хотя я заметила, что стоматологов лечение пугает еще сильнее, чем других пациентов. Может, как раз потому, что чем меньше знаешь, тем крепче спишь.
Зачастую врачи выбирают стоматолога, опираясь на рекомендации коллег, так что в кресло садится человек, хорошо тебя знающий и доверяющий тебе. Потому мои пациенты-стоматологи никогда не пытались вмешиваться в ход лечения.
Я же при визите к зубному всегда говорю, что тоже стоматолог. Главное — довериться ему и полностью расслабиться. Я, конечно, понимаю, что у меня за проблема, и знаю, как ее решить, но оставляю выбор методов лечения за своим коллегой. По своему же опыту могу сказать, что успех врача во многом зависит от поведения пациента.
И это при том, что я все равно боюсь лечить зубы, хотя я врач и стоматолог! Но я в этом плане ничем не отличаюсь от обычных людей. Разве что иногда жалею, что трудно самой себе вылечить зубы. Это сэкономило бы время: когда нужно сделать что-то срочно, то я бы села и быстренько все сделала. Правда, один раз я все-таки поставила себе маленькую пломбу на нижний зуб, используя удобное зеркало.
А вот страха перед лечением чужих зубов я не испытываю. Когда я училась, мы уже с 3 курса практиковались. В специальных поликлиниках мы работали под присмотром опытных докторов. Сейчас молодые специалисты активно работают ассистентами, умеют правильно общаться и обращаться с пациентом, часто практикуются на удаленных зубах: делают пломбы, проходят каналы. По моим наблюдениям, страха перед чужими зубами молодой врач не питает».
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться