Кризис окажет влияние на рынок биологически активных добавок, но косвенное, рассказали эксперты в ходе круглого стола «Рынок БАД: переход на саморегулирование?», состоявшегося в декабре. Они указали, что рынок БАД на сегодня развивается стабильно высокими темпами и на 62% состоит из отечественных компаний, поэтому повышение цен на продукцию будет постепенным, а не резким.
Подробно о рынке рассказал Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group: «Среди аптечных продаж, доля биологически активных добавок составляет 5%, это наиболее емкий сегмент нелекарственных средств. При этом в условиях кризиса высока вероятность, что цены на лекарства вырастут или окажутся зарегулированными, в то время как БАД это не коснется, и продукция останется востребована аптеками».
Хорошим форматом является саморегулирование, которое могло бы взять на себя функции самоконтроля рынка и общения с регуляторами.
Помимо кризисных явлений эксперты остановились на более фундаментальных проблемах рынка. Так, депутат Государственной Думы, член комитета по охране здоровья Александр Прокопьев отметил, что ввиду молодости рынка биологически активных добавок наблюдается три основные проблемы отрасли: недобросовестная реклама, фальсифицированная продукция и несовершенная законодательная база. «Мы проводили Парламентские слушания по указанным вопросам, по итогам которых в профильные министерства и комитеты были направлены рекомендации по совершенствованию законодательства. Так, в 2013 году были приняты нормы против недобросовестной рекламы, и в этом году ее количество значительно снизилось, — рассказал он. — А в 2014 году законопроект о внесении ряда поправок в Уголовный и Административный кодексы был принят в первом чтении». В части регулирования отрасли Александр Прокопьев также подчеркнул, что хорошим форматом является саморегулирование, которое могло бы взять на себя функции самоконтроля рынка и общения с регуляторами.
С ним согласился и Сергей Колесников, академик РАН, председатель ученого совета Института проблем саморегулирования: «Саморегулируемые организации несут ряд функций: они разрабатывают недостающие стандарты качества, проводят дополнительную сертификацию продукции и выступают третейскими судьями в урегулировании конфликтных ситуаций». Без таких объединений участников рынка могут возникнуть необоснованные законодательные ограничения, что понизит экономическую емкость рынка и ограничения рекламы, отрасль может быть дискредитирована действиями мошенников и безнаказанной травлей со стороны СМИ в условиях отсутствия консолидированной защиты.
Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Объединение производителей БАД к пище» была создана в начале 2014 года. Исполнительный директор организации Леонид Марьяновский представил стратегию развития организации на ближайшие годы: «Мы ставим перед собой три основные цели: создание организации-эксперта отрасли, обеспечение баланса интересов отрасли, государства и потребителей, а также гармонизация регулирования и интеграция российского рынка БАД к пище в мировой рынок». Он также указал, что в следующем году организация будет работать по ряду направлений: организация взаимодействия с регуляторами отрасли, борьба с недобросовестным предпринимательством и фальсификатом, налаживание взаимоотношений с научным сообществом, реализация образовательных и информационных проектов, запуск механизмов самоконтроля, информационной открытости и обратной связи, а также будет принимать участие в научно-практических мероприятиях национального и регионального уровня и организовывать региональные мероприятия для специалистов и потребителей.
«Мы ставим перед собой три основные цели: создание организации-эксперта отрасли, обеспечение баланса интересов отрасли, государства и потребителей, а также гармонизация регулирования и интеграция российского рынка БАД к пище в мировой рынок».
Сообщалось, что с 1 января 2015 года рынок БАД и саморегулируемая организация начнут работать в условиях Евразийского экономического союза. В первую очередь это означает единые требования к продукции биологически активных добавок на территории всех стран-участниц. Об этом рассказала Ирина Шпак, советник отдела департамента технического регулирования Евразийской экономической комиссии. Установлены единые требования по маркировке транспортной и потребительской упаковке. «Кроме того, на всей продукции, разрешенной к распространению на территории Евразийского союза уже сегодня можно найти специальный знак ЕАЭС, думаю, всем он уже знаком», — отметила Ирина Шпак.
В этих условиях, по мнению Станислава Наумова, Директора Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций, могут возникать конфликты не только на уровне национальных рынков, но и на всей территории интеграционного объединения. Поэтому возможно, что следующий шаг — это создание евразийский объединений добросовестных участников рынка.
Фото из открытых источников
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться