Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

11:27
Ростовский онкоинститут проводит бесплатную акцию

10 сентября в 18:51
В Склифе прооперировали пациента со сложной аневризмой

10 сентября в 18:39
В Морозовской больнице открыли парк скульптур

07 августа в 14:37
В московских парках принимают психологи

07 августа в 14:30
ГКБ им. А. Е. Ерамишанцева ДЗМ исполнилось 55 лет



Педиатрия Аналитика
14 января 2015, 13:02 X 2276 K 0

Причины заикания

До сих пор нет единого мнения о причинах возникновения заикания. Об этом рассуждает врач-педиатр, кандидат медицинских наук, руководитель медицинской службы образовательного холдинга Вера Валерьевна Раш.

В настоящее время принято выделять несколько механизмов возникновения заикания. В некоторых случаях оно является следствием сшибки процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга и в расстройствах согласованности речевых движений: голоса, дыхания, артикуляции. В других же случаях заикание является результатом неправильного рефлекса речи, который возник вследствие различных речевых нарушений или подражаний. Иногда это нарушение речи возникает из-за гипо или гиперопеки родителей, в психологии это называется дисгармоничное развитие личности ребенка. Но каковы бы причины заикания ни были, необходимо учитывать в целом все нарушения как физиологического, психологического, так и эмоционального характера, составляющих единство.

Довольно часто заикание является речевым проявлением психологического дискомфорта. Недаром в большинстве случаев оно возникает на фоне сильного испуга или стресса. То есть его можно расценивать как своеобразную защитную реакцию на психотравмирующую ситуацию. Общеизвестно, что маленькие дети часто начинают болеть, чтобы привлечь к себе внимание и любовь родителей либо проявляют таким образом свой протест против психотравмирующих ситуаций. Если бы родители, заметив первые запинки в речи ребенка, сразу же обращались за помощью к семейным психологам, то в большинстве случаев заикание не приняло бы хроническую форму. Истинную причину заикания надо в первую очередь искать во внутрисемейных отношениях. Но часто родители не готовы увидеть в заикании ребенка свои личные проблемы. Все хотят видеть только проблему речи у ребенка и готовы решать только ее, вне разбора внутрисемейных отношений. Но есть совсем небольшой процент заикающихся, чье нарушение речи связано с конкретным заболеванием центральной нервной системы и имеющих органические поражения речевых центров в коре головного мозга. В таких случаях без серьезного медикаментозного лечения, к сожалению, не обойтись, и восстановление свободной речи крайне затруднено и характеризуется частыми рецидивами.

Если бы родители, заметив первые запинки в речи ребенка, сразу же обращались за помощью к семейным психологам, то в большинстве случаев заикание не приняло бы хроническую форму. 

Чем старше становится ребенок, тем сильнее закрепляется мышечный рефлекс на спазм. Плюс в личностном плане появляются комплексы неполноценности и страхи речи. На этом этапе уже нужна помощь не только психолога, но и логопеда. Надо заново учиться физиологически правильному включению в речь всех мышц речевого аппарата и длительное время отрабатывать и закреплять этот новый навык речи. Речи без спазмов и запинок.

Существуют разные методы лечения и восстановления речи при заикании: медикаментозные, аппаратные, психологические, логопедические и др. При выборе метода важен индивидуальный подход, стойкий результат, научность и корректность метода.

Заикающиеся школьники нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без нее они испытывают затруднения в процессе общения. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Особенно важно правильно выбрать первого учителя для ребенка, у которого есть какие-либо проблемы со здоровьем или психикой.

Обычно учителя, у которого в классе есть заикающийся ребенок, волнует то, как он будет реагировать на свое заикание в классе, и то, насколько надо привлекать ребенка к общей работе класса на уроке. Ответ на эти вопросы зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Отношение к заикающемуся ребенку его одноклассников — еще один фактор, который очень сильно влияет на его комфортное пребывание в школе. Формирование добрых, терпимых отношений между детьми в классе — прямая обязанность учителя. Но, как показывает практика, далеко не все учителя уделяют этому должное внимание. 

Поэтому многие родители, выбирая начальную школу для ребенка, ориентируются, в первую очередь, именно на конкретного учителя, а, например, не на материальную базу самой школы или на продвинутые программы обучения. Особенно важно правильно выбрать первого учителя для ребенка, у которого есть какие-либо проблемы со здоровьем или психикой.

Равнодушный человек, не желающий тратить душевные силы и время на каждого ученика, может отрицательно повлиять на весь дальнейший процесс обучения ребенка в школе.

Желательно поговорить с ребенком наедине. Объяснить ему, что когда мы говорим, как и когда учимся чему-нибудь еще, мы иногда делаем ошибки: пропускаем звуки, повторяем и путаем слова. Разговаривая с ребенком таким образом, вы даете ему понять, что понимаете проблему и принимаете и самого ребенка, и его заикание и нормально относитесь к тому, что он заикается.

Если вы задаете детям вопросы в классе, вы можете предпринять определенные шаги, чтобы облегчить заикающемуся ребенку эту ситуацию: пока ребенок не привык к классу, задавайте ему вопросы, на которые можно отвечать, используя минимальное количество слов, если вы предполагаете опросить по очереди всех детей в классе, вызывайте заикающегося ребенка как можно раньше, так как его напряжение и беспокойство будут возрастать по мере того, как он ждет своей очереди; скажите всему классу, что, во-первых, у всех будет столько времени, сколько им нужно, чтобы ответить на вопросы, а во-вторых, что вы заинтересованы в том, чтобы они не торопились отвечать и подумали бы получше над своими ответами.

Наиболее эффективно дефект заикания у детей младшего школьного возраста исправляется в условиях обучения их в специальных школах.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на известные различия в состоянии деятельности заикающихся детей, большую роль в ее продуктивности играет ситуация, в которой эта деятельность осуществляется. Учителя и родители отмечают, что качество выполнения письменных заданий у некоторых заикающихся детей заметно улучшается не только благодаря активному руководству их деятельностью, но даже и в тех случаях, когда взрослый находится рядом и не вмешивается в производимые ребенком действия.

Исследованиями последних лет доказано, что наиболее эффективно дефект заикания у детей младшего школьного возраста исправляется в условиях обучения их в специальных школах. Здесь в целях коррекции дефекта используется весь учебный процесс, содержащий большие возможности как для воздействия на речевые средства, так и для преодоления отклонений в учебной деятельности. Однако посильную помощь заикающимся учащимся может оказать и учитель общеобразовательной школы.

Фото с сайта papamamaja.ru


Читайте также в рубрике «Аналитика»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта