21 апреля в состоялся Первый Аптечный Конгресс. В Конгрессе приняли участие более 200 ведущих представителей российского фармацевтического рынка.
В рамках первой сессии обсуждался вопрос объединения аптечных сетей. Владимир Кинцурашвили, генеральный директор A.v.e Group, привел пример классической сделки-слияния — покупку его компанией сети аптек 36.6. Андрей Гусев, генеральный директор А5, рассказал о бизнес-модели своей компании, основным приоритетом в развитии которой сейчас является органический рост и активное движение в регионы. Александр Шалунов, генеральный директор «Ладушка», подробно остановился на причинах 3 знаковых слияний прошлого года, затронувших сети 36.6, «Первая помощь» и «Озерки». По его словам, эти слияния стали весьма закономерными событиями. Александр Шалунов также отметил, что на рынке наблюдается высокий уровень недоверия, что мешает сотрудничеству разных игроков рынка на пути объединения. «Интеграция происходит тогда, когда одни уже не могут зарабатывать, а другие не хотят работать в этом бизнесе», — высказался о причинах объединения аптечных сетей Николай Шаврин, совладелец «Аптека-Таймер». Спикер также отметил, что в ближайшем будущем слияния будут происходить все чаще и большинство из них неизменно приведут к поглощениям. Алексей Батулин, генеральный директор сети «Здоровые люди», открыто заявил, что они готовы говорить о слиянии при наличии выгодного предложения, и добавил, что рынок сейчас вступил в стадию зрелости. Юрий Гайсинский, генеральный директор «Нижегородской аптечной сети», затронул вопрос влияния интеграции сетей на дистрибьюторов и производителей. Юрий согласился, что эффективным путем развития может стать движение в регионы. Далее участники дискуссии обсудили границы между «этичной» и «неэтичной» конкуренцией. Вопрос «А есть ли кризис?» вызвал бурное обсуждение у аудитории. Большинство спикеров сошлось на мнении, что в отрасли наблюдается стабильный рост и нет никаких признаков кризиса. Но Алексей Батулин выразил несогласие с коллегами, отметив, что «если крупные аптечные сети говорят, что у них прирост, то, значит, будет кризис».
Главной темой для обсуждения второй сессии стали вертикально-интегрированные холдинги. По мнению Вадима Музяева, президента ОАО «Протек», основная цель создания холдингов — диверсификация бизнеса и управление рисками. Дмитрий Сокол, председатель совета директоров «Здравсервис», прокомментировал ситуацию следующим образом: «Если такие рентабельные интегрированные холдинги существуют, то, значит, рынку это нужно». Павел Чистяков, генеральный директор PierreFabre, поделился зарубежным опытом по теме и добавил, что зарубежные инвесторы прежде всего ищут понятность на российском рынке, а аптеки в России все еще характеризуются волатильностью. «За вертикально-интегрированными холдингами будущее», — к такому выводу пришел Александр Семенов, генеральный директор сети «Первая помощь».
В ходе третьей сессии представители малых аптечных сетей попытались ответить на вопрос, как максимизировать выручку при небольшом количественном охвате. Василий Слепов, коммерческий директор сети «Здоровье», отметил, что он столкнулся с уменьшением потребления и ужесточением внешней среды, когда на первый план выходят лишь очень эффективные игроки рынка. Василий рассказал о планах расширения компании по Краснодарскому краю и готовности работать «дверь-в-дверь» с любой аптечной сетью. Евгений Нагдаев, совладелец компании «Медиал», акцентировал внимание на том, что «в первую очередь при выборе подхода управления сетью надо исходить из того, что мы решаем социальные задачи. Если мы будем успешно справляться с ними, то потребитель нас никогда не оставит». Также он отметил важность наличия квалифицированного персонала в аптеках. Герман Князев, генеральный директор «ПИК-НН», выразил мнение, что слияние для малых аптечных сетей в некоторых случаях может быть выгодным. «Тот, кто быстрее и профессиональнее сможет освоить малые сети, тот и завладеет фармритейлом в России», — к такому выводу по итогам третьей сессии пришли спикеры.
Четвертая сессия была посвящена обсуждению взаимоотношений между сетями и производителями. По мнению Рустема Муратова, национального коммерческого менеджера «АстраЗенека Россия», «для производителя от аптечной сети нужно всего три вещи: ассортиментная матрица, поддержка стока и обучение провизоров». Евгения Ламина, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Ригла», подчеркнула, что аптечные сети и производители находятся «по одну сторону баррикад»: «Мы не во многом отличаемся от производителя. Нам также нужен доходный ассортимент, нужно, чтобы производителю было интересно приходить к нам». «Роль аптек заключается в снабжении клиента информацией при выдаче лекарственных средств, а также возможности продвижения препаратов», — сказал Иван Бланарик, генеральный директор «Берингер Ингельхайм». По мнению Темура Шекая, совладельца A.v.e Group, «аптечные сети немного переоценивают свое значение в общении с производителями. Аптеки лишь помогают донести товар до потребителя, фактически выступая сервисной службой для производителя». Роман Аржаков, директор по развитию ACDC, подчеркнул, что для разных аптечных сетей нужно предлагать разные инструменты. Об идеальной аптечной сети, сочетающей в себе объем, управляемость и прозрачность данных, рассказал Александр Кондратьев, управляющий партнер аптечной сети «АСНА». Спикер также отметил, что на данный момент аптечные сети меняются, ищут возможности быть боле эффективными.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться