В преддверии Всероссийского конгресса «Детская кардиология — 2016» 8-9 июля мы пообщались с доктором медицинских наук, профессором, президентом Ассоциации детских кардиологов России Школьниковой Марией Александровной.
— 8-9 июля состоится конгресс по детской кардиологии. Каковы основные тенденции этого направления?
— Россия является страной с одними из самых высоких показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди развитых стран. Поэтому эффективное внедрение новых технологий в диагностику и лечение сердечно – сосудистых заболеваний с раннего возраста имеет стратегическое значение.
Стоит отметить, что в течение последних десятилетий смертность детей от всех заболеваний постоянно снижается. Однако смертность от сердечно-сосудистых заболеваний начала уменьшаться только в 2000-е годы – после повсеместного широкого внедрения высокотехнологичных видов медицинской помощи, увеличения числа операций на сердце у детей с врожденными пороками сердца и аритмиями.
В последние годы наблюдается значительный прогресс в детской кардиологии, который обусловлен интенсивным развитием сердечно-сосудистой хирургии, в том числе хирургии повышенной сложности. Инвазивная и неинвазивная электрофизиология сердца, минимальная инвазивная хирургия, мониторинг групп риска, пренатальная диагностика и другие направления научно-практических исследований и внедрение новых технологий лечения послужили основой для улучшения диагностики и результатов терапии у детей с заболеваниями сердца в нашей стране и за рубежом.
— Чего вы ожидаете от конгресса? Каковы цели?
— В первую очередь это обмен опытом, привлечение внимания к новым технологиям, сопоставление уровня регионального здравоохранения в области оказания медицинской помощи детям с болезнями сердца. Также обсуждение проблем и консолидация медицинского сообщества для их скорейшего и оптимального решения.
— Какова статистика по заболеваниям? Что сейчас лечат лучше?
— В России из 27 млн детского населения 1 млн 65 тыс. имеют сердечно-сосудистые заболевания, и 50% из них – хронические формы.
По данным главных детских кардиологов регионов, первое место среди сердечно-сосудистых заболеваний занимают врожденные пороки сердца (25%), второе место – нарушения сердечного ритма (до 20%), артериальная гипертензия – на четвертом месте (12%) (это согласуется с данными официальной статистики), доля кардиомиопатий и кардитов – 4%, также 4% составляют и ревматические болезни.
— В достаточной ли степени сегодня развиты медицинские технологии?
— Новые хирургические, интервенционные, кардиологические технологии играют большую роль в снижении смертности от болезней системы кровообращения как среди детского, так и взрослого населения.
Мы, специалисты, совместно с органами управления здравоохранением в течение последних лет крайне серьезно занялись проблемой сердечно-сосудистых заболеваний детского возраста. Внедрены методы диагностики, они стали доступными для первичного звена оказания медицинской помощи детскому населению, и это позволило практически в 5 раз повысить выявляемость заболеваний сердца и сосудов у детей до 18 лет по сравнению с 1990-ми годами. Это свидетельствует о высоком качестве технологий диагностики и, соответственно, о лучших исходах лечения.
Современная ЭхоКГ позволяет оценить глобальную и региональную сократимость и многие другие параметры анатомии и функционального состояния сердечно-сосудистой системы. В этой области у нас огромные достижения, а результаты экспертного эхокардиографического исследования на аппаратуре последнего поколения можно сравнить с показателями МРТ. Повсеместно рутинным исследованием стало холтеровское мониторирование ЭКГ. Внедрен тилт-тест для диагностики причин потери сознания, инвазивные электрофизиологические исследования сердца и многое другое.
— Умеют ли врачи сегодня пользоваться новым оборудованием? Бывает так, что привезли оборудование, а работать некому или не умеют. Как проходит процесс?
— Специалисты заинтересованы в своей компетентности и сейчас детские кардиологи должны владеть основными методиками обследования – ЭКГ, холтер, ЭХО-кардиография. Пока это еще не стало нормой жизни, но в ближайшее время, благодаря внедрению новых требований к специалистам, это станет необходимым условием работы для детского кардиолога.
— Медицина держится на специалистах, которые хотят развиваться, читают литературу. Как обстоят дела в этом плане в детской кардиологии? Хватает ли специалистов?
— Специалистов не хватает – их готовят в ординатуре, а этих мест недостаточно, и стипендии такие маленькие, что прожить на них молодому врачу невозможно. Вот и получается, что в то время, когда стоит вопрос выбора специальности, не каждый решится еще два года жить трудной жизнью без возможности создать семью и т. д. Нужны стипендии для тех, кто решил посвятить себя трудной работе и имеет мотивацию трудиться и изучать сложные вопросы диагностики и лечения заболеваний сердца у детей.
Интерес к специальности очень высок. Надо его поддержать, и все будет хорошо со специалистами.
— Когда родителям нужно показать ребенка детскому кардиологу?
— Есть основное правило – показывать специалисту, когда есть тревога в связи с симптомами или необычным поведением ребенка. Для болезней сердца это обмороки, приступы сердцебиений, неожиданная усталость и переутомление при нормальной нагрузке. Также случаи внезапной смерти у родственников в молодом возрасте – повод обследовать ребенка, да и других членов семьи. Кроме того, надо показаться перед тем, как ребенок будет заниматься большим спортом, если есть такое стремление. Также ребенка следует показать кардиологу перед оперативными вмешательствами.
— Ваши советы родителям.
— Родителям советы надо давать на приеме у специалиста. Здесь же могу ограничиться – подавайте детям хороший пример. Не курите, не переедайте и занимайтесь упражнениями – помните, физкультура полезнее спорта. Она нужна ежедневно.
— Часто родители паникуют. Как справиться с этим состоянием? Это задача врача?
— Это основная задача средств массовой информации. Им следует объяснять и помогать разобраться в новых методах лечения, а также освещать новые технологии и общие правила поведения при выявлении заболеваний.
— Много споров вокруг ВСД. Есть ли такой диагноз. Как лечить?
— Такое состояние есть. Мы, кардиологи, его диагностируем с применением методов оценки вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Профессор Н. А. Белоконь, которая была нашим учителем, совместно со школой А. М. Вейна разработала критерии диагностики и методы лечения нарушений вегетативной регуляции у детей. Это актуально и сейчас. Нарушение вегетативных функций может стать основой для формирования более стойких нарушений функций других органов и систем, поэтому выявлять надо и контролировать при помощи простых методов лучше с детства.
Во взрослом возрасте проявления вегетативной дисфункции в основном рассматриваются в рамках психосоматических заболеваний.
— Где лечиться — у нас или за границей?
— В качестве примера могу привести центр нарушений ритма сердца у детей, который организован 20 лет назад на базе нашего института (сейчас НИКИ педиатрии имени Ю. Е. Вельтищева). Служба охватила за это время всю Россию, и ни один ребенок не был направлен для лечения за границу. Результаты лечения отличные, даже по оценкам зарубежных коллег. Значит, можно таким путем решить и другие вопросы. Только надо системно подходить к их решению. Хирургия врожденных пороков сердца также развивается и уже не только в Москве, а и в ряде территорий – Томск, Самара, Новосибирск, Астрахань, Санкт-Петербург, Казань – лечение на уровне лучшего мирового опыта.
— Андрей Петрович Продеус в интервью как-то сказал, что лучшие иммуномодулирующие средства — это правильный образ жизни и любовь в семье. Как вы считаете, что самое важное для гармоничного развития и роста ребенка и отсутствия болезней у малыша?
— Малыша надо любить, уделять внимание физической культуре, правильному питанию, режиму – прогулки. Также следует своевременно проходить диспансеризацию, обращаться с симптомами к врачу, а не ждать, что они пройдут самостоятельно. Необходимо гармоничное сочетание домашнего и профессионального наблюдения.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться