Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

вчера в 10:23
МЕД-инфо поздравляет Л. М. Рошаля с днем рождения!

20 апреля в 18:19
Филиал Первого МГМУ в Баку помогает в развитии системы здравоохранения Азербайджана

20 апреля в 12:34
Компания «Ниармедик» запустила сайт о медизделиях

19 апреля в 15:24
«За заслуги перед отечественным здравоохранением» награжден Олег Кит

15 апреля в 11:47
В Москве обсудили стратегии продвижения фармпрепаратов



Кардиология Интервью с экспертом
07 июля 2016, 18:33 X 2494 K 0

Динара Садыкова: «Детская кардиология – очень активно развивающаяся специальность»


Заведующая кафедрой педиатрии с курсом поликлинической педиатрии ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, генеральный директор ВОО «Ассоциация детских кардиологов России», д. м. н., заслуженный врач РТ, профессор Динара Ильгизаровна Садыкова отвечает на актуальные вопросы о детской кардиологии и детях. 

- Какова ситуация в Татарстане относительно детской кардиологии? 

- Детская кардиология Республики Татарстан имеет колоссальные возможности по оказанию помощи детям с врожденной патологией сердца и сосудов любого возраста. При этом одним из главных преимуществ является неразрывная связь кардиологии с кардиохирургией. Важность сотрудничества заключается именно в правильном, совместном и своевременном принятии решения по тактике ведения в пользу больного ребенка и его семьи. Начальный этап диагностики сердечно-сосудистой патологии – это тот скрининг, который проводится всем беременным женщинам. Далее – диагностика сердечно-сосудистой патологии в родильном доме, на амбулаторно-поликлиническом этапе, выявление патологии в стационарных отделениях.

В нашей республике кардиохирургическое подразделение кардиологической службы существует на базе Детской республиканской клинической больницы с 1995 года. Там же базируется кафедра педиатрии с курсом ПП Казанской государственной медицинской академии (зав. кафедрой - профессор Садыкова Д.И.), которая активно принимает участие в научной и образовательной деятельности в сфере детской кардиологии. Ежегодно выполняется более 300 операций, из которых до 250 – это операции на открытом сердце. Число детей с ежегодно выявляемой кардиологической патологией в условиях роста диагностических возможностей неуклонно растет. Доля высокотехнологичных операций на сердце и сосудах на сегодняшний день составляет 95 %, в том числе 5 % – уникальных. 30 видов сложнейших операций при 20 наиболее часто встречающихся пороках сердца и сосудов поставлено на поток. Уменьшилось число детей, направляемых на операции в федеральные клиники. К настоящему времени выполняются практически все известные в мире операции при ВПС. В прошлом году прооперировано 73 новорожденных с ВПС, что равно мировой статистике - каждый нуждающийся получил помощь. Летальность остается на низких цифрах, например у новорожденных в самой сложной группе около 13-15%, а общая менее 2%.

Детская кардиологическая служба в настоящее время является одной из самых развивающихся специальностей. В РТ ведутся пилотные проекты по скринингу критических состояний и ВПС у новорожденных, скринингу артериального давления у детей. Одними из первых в России внедрены передовые технологии медикаментозного лечения гемангиом. Врачи - кардиологи владеют всеми современными методами обследования, как это практикуется в ведущих зарубежных клиниках. Многое зависит от них на этапах постановки диагноза, подготовки ребенка к оперативным вмешательствам, послеоперационного ведения пациентов, где применяются все новейшие достижения медицины, что безусловно сказалось на показателях работы.  

В сентябре 1994 г. было сформировано отделение внутрисердечных и контрастных методов рентгенологического исследования - ангиография. В 2002 г.  отделение ангиографии объединили с отделением рентгенодиагностики и преобразовали в отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения - рентгенохирургия. Рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение в настоящее время являются передовым и бурно развивающимся направлением современной специализированной и высокотехнологичной клинической медицины. Этот метод лечения характеризуется высокой эффективностью и малой травматичностью. В ряде случаев выступает прямой альтернативой традиционному хирургическому лечению.

В ДРКБ МЗ РТ освоены и внедрены все существующие виды рентгенологических исследований и рентгенэндоваскулярных процедур у детей любого возраста, применяемые в европейской и общемировой практике. Большинство из них выполнялись впервые в Республике Татарстан. Отделение находится в первой пятерке отделений рентгенохирургии в России по количеству и видам выполняемых рентгенэндоваскулярных процедур у детей. Выполняются баллонные ангиопластики стенотических поражений магистральных и периферических сосудов со стентированием и без стентирования, баллонные вальвулопластики клапанов сердца и другие. Стентирование закрывающегося открытого артериального протока у больных с дуктусзависимым системным кровотоком выполняется всего в 10 клиниках страны. ДРКБ занимает второе место в России по количеству выполненных стентирований открытого артериального протока (ОАП).

Ежегодно через отделение проходит порядка 400 пациентов, более 50% из них получают рентгенэндоваскулярное лечение. За последние годы более полутора тысяч пациентов получили рентгенэндоваскулярное лечение врожденных пороков сердца и сосудов.

Кстати, я планирую приехать и принимать самое активное участие в работе Всероссийского конгресса "Детская кардиология - 2016". Совместно с ведущими специалистами детскими кардиологами Леонтьевой И. В., Басаргиной Е. Н., Лукушкиной Е. Ф. мы взяли на себя организацию симпозиума «Трудный диагноз-трудный пациент» с целью повышения информированности врачей о пациентах с редкими и сложными заболеваниями.

Детская кардиология – очень активно развивающаяся специальность и накопление новых знаний здесь идёт столь бурными темпами, что проходящий каждые 1 раз в 2 года конгресс формирует совершенно новую научную программу, основанную на данных, полученных в течение 2 лет, достаточных для того, чтобы представить прогрессивным врачам детским кардиологам кардинально обновлённую систему знаний по ведению сердечно-сосудистых заболеваний. Я вижу развитие научной и образовательной деятельности основной задачей Конгресса, который проводит Ассоциация детских кардиологов России (АДКР), бессменным президентом которой в течении многих лет является профессор Школьникова М. А. С 2015 года произошли важные изменения, так как с этого года НМО – это уже не пилотный проект в девяти регионах РФ, а система, действующая на всей территории России (на добровольной основе). АДКР активно включается в процесс непрерывного медицинского образования и сейчас внедряет элементы НМО во все свои образовательные мероприятия и проекты. Непрерывное постдипломное медицинское образование – ключ к успеху всех реформ здравоохранения. Можно насытить лечебные учреждения самым современным диагностическим оборудованием, но лишь подготовка высококвалифицированных специалистов поможет «оживить» его и обеспечить качественный скачок в развитии нашей медицины. Президиум АДКР активно привлекает регионы к решению совместных задач и активно поддерживает мероприятия, проводимые региональными отделениями. В прошлом году в Татарстане успешно прошел IX Всероссийский семинар "Врожденные пороки сердца: возможности диагностики, лечения и реабилитации", посвященный памяти выдающегося детского кардиолога, профессора Н. А. Белоконь, который привлек огромное количество участников. Не за горами внедрение новой системы аккредитации врачей и, я думаю, что сделать её жизнеспособной может лишь участие общественных медицинских объединений, в том числе АДКР. 

- С какими проблемами к вам обращаются родители?

- В последнее время наблюдается увеличение числа больных с хроническими заболеваниями сердца, в том числе детей-инвалидов, и это не может не настораживать. С одной стороны, тенденции характеризуют улучшение качества диагностики, с другой - на изменение структуры патологии с увеличением числа тяжелых, инвалидизирующих форм сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков. Этим пациентам нужно оказывать серьезную психологическую поддержку, заниматься их реабилитацией, которая поможет больным вернуться к нормальной жизни. Важно понимать, что проблемы с сердцем – не конец света. Сегодня получены убедительные доказательства связи изменений со стороны сердца у детей с риском основных кардиоваскулярных заболеваний лиц старшего возраста, включая атеросклероз, ишемическую болезнь сердца и артериальную гипертензию. В сферу внимания детских кардиологов в течение последних лет активно входят подростки. Более высокая концентрация сердечно-сосудистой патологии у детей 15-17 лет подтверждает тенденции возрастного формирования кардиоваскулярных заболеваний, диктует необходимость разработки педиатрических медико-социальных профилактических программ.

- На что вы хотели бы обратить внимание родителей?

- Родителям, дети которых имеют болезни сердца, необходимо тщательно следить за общим состоянием здоровья, питанием ребенка, распорядком дня, а также физической и эмоциональной нагрузкой. Во-первых, для такого ребенка нужно составить строгий режим труда и отдыха, не допускающий длительных и тяжелых физических нагрузок. Однако полностью исключать физическую активность не следует, так как это приведет к резкому ослаблению сердечной мышцы. Также нужно ограничить психоэмоциональные нагрузки. Немаловажное значение имеет диета, богатая полноценными белками (мясо, яйца, рыба, творог), свежими фруктами и овощами, в которых содержится калий и магний (сухофрукты, отвары из них). Для профилактики болезней сердца у детей, самой важной мерой является своевременное выявление и лечение бактериальных и вирусных инфекций. Это особенно касается гнойной ангины. Не стоит забывать о закаливании и физкультуре. Также необходимо помнить о прохождении регулярных осмотров у педиатра и детского кардиолога. Берегите сердце ребенка!

- Сегодня некоторые отказываются от прививок, почему и какие риски при этом есть?

- В настоящее время существуют диаметрально противоположные взгляды на то, нужны ли прививки абсолютно здоровым детям. Вопрос — для чего нужны прививки очень тонкий и болезненный. Многие родители считают, что прививки наносят вред организму их ребенка, и государство загонят всех подряд в прививочный кабинет, иначе ребенок не сможет посещать детский сад, выбранную школу или спортивную секцию. Большинство специалистов считают, что прививать детей от инфекционных заболеваний все-таки нужно, но следует учитывать тот факт, что подходить к каждому ребенку нужно индивидуально.

Во всем мире отсутствие прививок у ребенка в настоящий момент свидетельствует о том, что родители плохо заботятся о своем малыше. В нашей же стране родители боятся прививать детей, и у многих из них отсутствие прививок у ребенка является предметом особой гордости. Причин для этого несколько. Сюда можно отнести и массивную компанию против прививок, которая разворачивается во многих средствах массовой информации и неправильное проведение самих прививок в медицинском учреждении.

Откуда берутся мифы о прививках? Как и любые слухи, прививочные мифы возникают там, где имеется информационный вакуум. Отсутствие достоверных сведений рождает разного рода домыслы, необоснованные страхи, бытовые рассуждения и антипрививочных активистов.

Не последнюю роль в возникновении мифов играет бездействие либо неадекватная работа тех, кто в силу своих обязанностей должен проводить разъяснительную и просветительскую работу — начиная от врачей с уровня участкового педиатра до работников здравоохранения самого высокого ранга.

Неадекватность проявляется в различных формах: недооценка важности вопроса, интеллекта родителей, роли новых каналов связи (интернет), неумение работать со средствами массовой информации, предоставление идеализированных, а то и просто не соответствующих реальности данных. И конечно, главную роль играет уровень и актуальность знаний самих проводников информации.

Вакцинация — единственный способ защиты от ряда заболеваний, которые невозможно вылечить другими средствами или самолечение может вызвать осложнение (например, корь, дифтерия и пр.) Врождённой невосприимчивости к инфекционным заболеваниям, от которых существуют прививки — нет.

- Как молодым родителям научиться общаться со своим новорожденным? Какова роль врача в этом?

- Родители должны готовиться к появлению малыша: читать специальную литературу, посещать специальные занятия для будущих мам и пап, смотреть специально приготовленные обучающие видеоролики. После рождения во многих роддомах читаются специальные обучающие лекции для мам, где рассказывается про готовность малыша общаться - эффект замирания, с 3 недели появляется комплекс оживления (активная двигательная реакция малыша). При общении с ребёнком родители должны стараться четко произносить слова, не растягивая, говорить ласково. Надо стараться, чтобы в момент общения малыш видел лица родителей (эффект подражания). Очень важны чтение стихов, сказок, пение песен, игровые занятия. Важно задавать вопросы, чтобы малыш отвечал действием: где Папа? Где мама? Где кошка? Постепенно усложняя задачу, переходить к просьбам: найди то, дай это) но это уже после 6-7 мес. Очень полезен массаж с одновременным проговариванием детских стихов как одна из форм игры.

- Врач - это призвание или профессия? 

- Врач — это не профессия, это образ жизни. Не каждый может работать в этой области. Кроме высоких профессиональных знаний и умений, врач должен обладать такими чисто человеческими качествами, как терпеливость, сострадание, понимание, сочувствие. Врач должен всегда быть готов бросить все личные дела и броситься выполнять свой профессиональный долг, должен быть готов работать бесплатно, бороться за жизнь и здоровье пациента до конца. Кроме того, врач должен уметь принимать очень серьезные и ответственные решения в очень короткие сроки, ведь он имеет дело с жизнью человека, и ошибок быть не должно. Согласитесь, профессия не из легких: постоянный стресс и напряжение, порою даже неблагодарность со стороны пациентов. Но как бы ни было тяжело работать, врач всегда должен быть готов к тому, чтобы отдать себя без остатка здоровью, а значит — счастью ребенка.


Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

 

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта