В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел V Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», посвященный проблемам дорожного движения. Залог его безопасности — не только внимательные информированные пешеходы и водители, но и компетентные экстренные службы. О том, как готовят специалистов, оказывающих скорую помощь, рассказывает Марина Анатольевна Чугунова, начальник Учебного центра городской станции скорой помощи г. Санкт-Петербурга.
— Марина Анатольевна, когда был создан ваш центр?
— Наш учебный центр существует более 15 лет, но основная площадка работает с 2008 года. Он был создан прежде всего для обучения участников ДТП оказанию первой помощи. Мы работаем с инспекторами ГИБДД, которые регулярно к нам приходят, обучаются, сдают зачет. Кроме того, в нашем учебном центре проходят обучение сотрудники скорой помощи и лица, не имеющие медицинского образования — охранники, пожарные. Либо мы выезжаем к ним, либо, если группа небольшая, они приезжают к нам. В учебном центре есть самостоятельный симуляционный класс, в котором находится манекен-симулятор. В основном там обучаются специализированные бригады скорой помощи и врачи-интерны, которые проходят интернатуру на базе скорой помощи. Кроме того, центр оснащен многочисленными манекенами–тренажерами, и мы проводим занятия для беспрерывного обучения персонала скорой помощи и инспекторов ГАИ.
Учебный центр существует более 15 лет, но основная площадка работает с 2008 года.
— Сколько человек уже прошли обучение?
— Примерно 1,5 тыс. инспекторов ГИБДД. Мы обучаем порядка 500 наших сотрудников в год, обучение идет 1 раз в 5 лет, у нас работает примерно 2 тыс. человек. Конечно, кто-то приходит, кто-то уходит. Кроме того, все сотрудники скорой помощи ежегодно сдают экзамен по теории и практическим навыкам. С 1 октября до 1 января они должны это сделать. Мы считаем, что одного раза в 5 лет мало. А вот обучение происходит постоянно. У нас на каждой станции есть манекен, тренажер для отработки базовой сердечно-легочной реанимации и манекен для интубации. Каждое утро заведующая подстанцией проводит обучение и давно работающих, и новых сотрудников. У нас существуют специализированные подстанции, которые оказывают специализированную помощь, у них спектр манекенов более широкий.
«Каждое утро заведующая подстанцией проводит обучение и давно работающих, и новых сотрудников»
— Что входит в обучение сотрудников скорой помощи?
— Базовая сердечно-легочная реанимация, интубация, транспортная иммобилизация, все, что касается заболеваний сердца ( ЭКГ и так далее), знание всей аппаратуры, которой оснащены машины скорой помощи, диагностика, подготовка их. Все, что необходимо для ежедневной работы сотрудников.
— Эффект работы чувствуется?
— Мы уже более 10 лет принимаем этот экзамен и эффект почувствовали. Во-первых, расширенное применение всей аппаратуры, которая есть в арсенале скорой. Петербург — город старый, не очень оборудован лифтами, но все равно все будут нести и дефибриллятор, и кардиограф, и сумку для оказания скорой помощи. Очень широко стала использоваться интубация трахеи.
Особенно виден эффект на молодых специалистах, когда они приходят после колледжей или институтов — там теоретическая подготовка, а практическая у нас. Здесь все сотрудники первого года проходят такое обучение на рабочих местах. Это строго обязательно, и эффект от этого колоссальный.
— Выпускники приходят к вам?
— Да. На нашей базе есть интернатура. Это седьмой год обучения докторов, они учатся в течение года. Все время идет теоретическое обучение и обучение на манекенах-тренажерах, на манекенах-симуляторах. А после этого они идут в симуляционный класс, и мы с ними отрабатываем все в команде, взаимодействие команды «врач и 2 фельдшера». С фельдшерами мы занимаемся уже круглогодично (у них проходят ежемесячные семинары) и на подстанциях. Заведующий специализированной кардиологической подстанцией каждое утро проводит обучение.
«Сотрудники ГИБДД рассказывали, что кто-то принимал роды, кто-то оказывал реанимационное пособие, проводил базовую сердечно-легочную реанимацию»
— Были ли интересные случаи за время обучения, может, после обучения что-то рассказывали?
— Сотрудники ГИБДД рассказывали, что кто-то принимал роды, кто-то оказывал реанимационное пособие, проводил базовую сердечно-легочную реанимацию. Но нам бы хотелось иметь более активную обратную связь... У нас лежат треугольники «Уступи дорогу скорой». Теперь сотрудники ГИБДД все время пропускают скорую помощь, дают ей зеленый свет, потому что понимают: чем раньше приедет специализированная скорая помощь, тем лучший будет эффект.
Обучение в центре прошли примерно 1,5 тыс. инспекторов ГИБДД. В год обучаются примерно 500 сотрудников скорой помощи.
— Конечно, очень важно осуществлять перевозку на реанимобиле. Верно?
— Да. Даже если близко нет специализированной машины, у нас выезжает линейная бригада скорой помощи, начинает оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе, и к ней приезжает специализированная скорая помощь. Так у нас машины белого цвета, а на этой написано «Реанимация», это и есть реанимобиль. Включается сирена, мигалка, и тогда машина может ехать на красный свет, повернуть в удобном ей месте. У нас существует определенный алгоритм действий, и он всегда строго выполняется.
— Что бы вы пожелали всем и каждому?
— Людям я могла бы пожелать, чтобы они учились оказанию первой доврачебной помощи, не боялись. А своим сотрудникам — совершенствовать умения в оказании первой помощи на догоспитальном этапе.
Фотографии: Оксана Плисенкова/МЕД-инфо
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться