Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Технологии Интервью с экспертом
16 сентября 2014, 13:20 X 4902 K 0

Любовь Шубина: «В виртуальной клинике врачи снова чувствуют вкус профессии»

Недавно мы побы­вали в вир­ту­аль­ной кли­нике ПМГМУ им. И. М. Сеченова Mentor Medicus. Здесь сту­денты имеют воз­мож­ность отра­ба­ты­вать прак­ти­че­ские навыки на самом совре­мен­ном симу­ля­ци­он­ном обо­ру­до­ва­нии. О том, насколько такие заня­тия эффек­тивны для под­го­товки спе­ци­а­ли­стов и о том, как созда­ва­лась вир­ту­аль­ная кли­ника, МЕД-инфо рас­ска­зы­вает ее дирек­тор, к. м. н., пре­по­да­ва­тель ПМГМУ, член ассо­ци­а­ции содей­ствия Российскому здра­во­охра­не­нию (АСРЗ), Общества медицинских работ­ни­ков (ОМР), руко­во­ди­тель мос­ков­ского отде­ле­ния Общероссий­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции симу­ля­ци­он­ного обу­че­ния (РОССОМЕД), науч­ный сотруд­ник отдела эко­но­мики здра­во­охра­не­ния Центрального НИИ орга­ни­за­ции и инфор­ма­ти­за­ции здра­во­охра­не­ния (ЦНИИОИЗ) Любовь Борисовна Шубина.

— Когда была создана кли­ника и в связи с чем?
— Она созда­ва­лась в несколько эта­пов. Началось все в 2006 году с нацио­наль­ного про­екта «Образование». Здесь было всего 8 клас­сов для отра­ботки про­стей­ших навы­ков в основ­ном сест­рин­ского направ­ле­ния. Потом был транш от Министерства здра­во­охра­не­ния. С при­хо­дом Петра Витальевича Глыбочко каж­дый год про­ис­хо­дят раз­лич­ные попол­не­ния. И то, что есть на дан­ный момент, — это не пре­дел. Мы ста­вим перед собой задачу, чтобы в кли­нике были пред­став­лены все воз­мож­ные, все суще­ству­ю­щие тре­на­жеры, симу­ля­торы по всем про­фи­лям, по всем направ­ле­ниям. В дан­ный момент у нас еще не все охва­чено: есть, куда раз­ви­ваться. Состав, кото­рый есть сей­час в вир­ту­аль­ной кли­нике, был открыт 25 сен­тября 2013 года. На откры­тии была и министр Вероника Игоревна Скворцова. Тогда мы только демон­стри­ро­вали тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти. За год мы успели нара­бо­тать мето­ди­че­скую базу, и сей­час уже можем похва­статься не тех­ни­че­скими аспек­тами, а мето­ди­кой обу­че­ния, про­ве­де­ния заня­тий, тре­нин­гов, дебри­фингов. 

— Сколько сту­ден­тов уже успели оце­нить такие воз­можности?
— У нас есть актив порядка 25 сту­ден­тов, кото­рые нахо­дятся здесь посто­янно: само­обу­ча­ются и обу­чают дру­гих сту­ден­тов. Сюда при­хо­дят с 2-го по 6-й курс: в обя­за­тель­ном порядке на экза­мен и по сво­ему жела­нию в тече­ние года, на тренинги. 

«Мы ста­вим перед собой задачу, чтобы в кли­нике были пред­став­лены все воз­мож­ные, все суще­ству­ю­щие тре­на­жеры, симу­ля­торы по всем про­фи­лям, по всем направ­ле­ниям»

— Эффективность чув­ству­ется в работе?
— Да. Нам дали воз­мож­ность дей­ство­вать не в рам­ках учеб­ного плана, а в рам­ках сво­бод­ного твор­че­ства в плане орга­ни­за­ции заня­тий, и у сту­ден­тов появи­лось совер­шенно дру­гое отно­ше­ние. Мы даем им воз­мож­ность при­хо­дить столько раз, сколько им нужно. На экза­мене у нас про­хо­дит неболь­шая группа за малень­кое коли­че­ство вре­мени, а каж­дому сту­денту дается час работы. Были пре­це­денты, когда сту­денты после экза­мена выхо­дили и гово­рили, что это совсем дру­гое. Мы давали ситу­а­цию: вы сту­дент-прак­ти­кант в меди­цин­ской орга­ни­за­ции, дей­ствуйте. И все, что они делали, строго фик­си­ро­ва­лось в листе экс­перт­ного кон­троля, мы в про­цессе экза­мена не ком­мен­ти­ро­вали дей­ствия сту­дента. Экзаменуемые не пони­мали, хорошо они делают или плохо. Так они делали бы и в жизни. И уже по итогу мы давали оценку их рей­тин­гам: кто лучше спра­вился, кто хуже. Все кри­те­рии выве­ши­ваем на нашем сайте, и сту­денты знают, где они ошиблись. 

— Как вы счи­та­ете, это моти­ви­рует сту­дентов?
— Бесспорно. Студенты, конечно, раз­ные бывают, но к любому можно найти под­ход, заин­те­ре­со­вать. Кстати, у нас не только сту­денты учатся, но и прак­ти­ку­ю­щие врачи. Сейчас к нам при­хо­дят прак­ти­ку­ю­щие спе­ци­а­ли­сты стан­ции ско­рой помощи Москвы, про­хо­дят тре­нинги в реани­мо­биле. Очень часто они при­хо­дят с ощу­ще­нием, что уже все знают, учить их нечему. Но после тре­нинга они гово­рят, что это здо­рово, какие-то нюансы им при­шлось вспом­нить, новые дока­за­тель­ные базы найти. К тому же в их прак­тике обычно бывает рутина, а здесь созда­ется ситу­а­ция, кото­рой боится каж­дый врач, — оста­новка кро­во­об­ра­ще­ния. Врачи снова чув­ствуют вкус про­фес­сии, что ценно. 

— Это бес­платно для врачей?
— За них пла­тит их рабо­то­да­тель. Студенты ко всем про­грам­мам, кото­рые у нас есть, имеют бес­плат­ный доступ, но в режиме само­обу­че­ния. То есть мы обу­чаем актив, а он уже обу­чает других. 

«За год мы успели нара­бо­тать мето­ди­че­скую базу, и сей­час уже можем похва­статься не тех­ни­че­скими аспек­тами, а мето­ди­кой обу­че­ния, про­ве­де­ния заня­тий, тре­нин­гов, дебри­фингов»

— Какие пер­спек­тивы? Чего хочется?
— Есть неохва­чен­ный пласт симу­ля­то­ров, кото­рые имеют стро­гую систему реги­стра­ции пара­мет­ров выпол­не­ния, чтобы повы­сить объ­ек­тив­ность оценки. Сейчас мно­гие важ­ные нам пока­за­тели при­хо­дится оце­ни­вать субьек­тивно, при­вле­кая для этого пер­со­нал. А симу­ля­торы, кото­рые могут сами реги­стри­ро­вать пара­метры выпол­не­ния, поз­во­ляют эко­но­мить на оплате труда каче­ствен­ного пер­со­нала и объ­ек­тивно оце­ни­вать каж­дого испол­ни­теля, потому что ком­пью­тер фик­си­рует все. Таких бы симу­ля­то­ров побольше. Было инте­рес­ное иссле­до­ва­ние: есть симу­ля­торы, в кото­рые встро­ена мето­дичка и система оценки. Одна группа рабо­тала с симу­ля­то­ром, дру­гая — с симу­ля­то­ром и про­фес­со­ром по этой спе­ци­аль­но­сти. Результат оди­на­ко­вый: они под­твер­дили эффек­тив­ность сво­его симу­ля­тора. Но у нас есть тре­неры, кото­рые вме­сте с симу­ля­то­рами дости­гают гораздо боль­ших резуль­та­тов. Персонал рабо­тает быст­рее и точ­нее, потому что тре­нер его спе­ци­ально наце­ли­вает на этот резуль­тат. Должен быть именно тре­нер симу­ля­ци­он­ного обу­че­ния, кото­рый исполь­зует спе­ци­аль­ную мето­дику акти­ва­ции. И таких людей у нас очень мало, их очень трудно вос­пи­ты­вать. Но мы наде­емся из моло­дых сту­ден­тов, кото­рые к нам при­хо­дят, сде­лать таких тренеров. 

— Этот центр стро­или за счет феде­раль­ного бюд­жета или спонсоров?
— В основ­ном это феде­раль­ный бюд­жет. Был один спон­сор — быв­шая выпуск­ница нашего уни­вер­си­тета. Она полу­чила пре­мию и отдала ее на финан­си­ро­ва­ние нашего цен­тра. Класс эндо­хи­рур­гии пол­но­стью построен на ее деньги. 

— Есть ана­логи вир­ту­аль­ной кли­ники? Откуда при­шла идея?
— Везде, где мы бываем, мы под­гля­ды­ваем. (Улыбается.) Начинали мы с того, что ездили в Казань. В Казани центр для сту­ден­тов открылся на год раньше нашего, и первые идеи мы под­смот­рели там. Потом мы были в Дании и в Швеции. Там было что-то неве­ро­ят­ное отно­си­тельно того, что было в России. По ана­ло­гии с ними мы начали делать наш центр. Это что каса­ется тех­ни­че­ской части. В июне сюда при­ез­жал наш быв­ший сооте­че­ствен­ник из Канады, руко­во­ди­тель такого же симу­ля­ци­он­ного цен­тра, от него мы полу­чили очень мно­гое в плане мето­дики. Он рус­ско­го­во­ря­щий, пони­мает мен­та­ли­тет нашей страны, пони­мает усло­вия, в кото­рых нам при­хо­дится дви­гать эти тех­но­ло­гии. Он ска­зал: «Если вы хотите изме­нить свою дей­стви­тель­ность, я вас научу. Если вы согласны с тем, что про­ис­хо­дит сейчас, то я вам не нужен».

Фотографии: Оксана Плисенкова/МЕД-инфо


Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта