К пластическим операциям каждый относится по-разному, тем не менее эта область медицины востребована и вызывает интерес. Об основных тенденциях современной пластической хирургии и о том, что такое красота, рассказывает главный внештатный специалист Департамента здравоохранения г. Москвы по пластической хирургии, завкафедры пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий РНИУ им. Н. И. Пирогова Наталья Мантурова.
По словам Н. Мантуровой, сегодня на первый план выходят малоинвазивные хирургические методы коррекции, косметологические процедуры и аппаратная косметология, а обширные хирургические вмешательства отходят на второй план. При этом операции по омоложению лица и тела производятся в более позднем возрастном периоде. Сейчас очень популярна генная инженерия, проводятся работы по методике дополненной реальности, выполняются операции с помощью роботизированной техники, в частности робота Да Винчи.
«Генная инженерия — это совокупность методик и технологий в получении генов из клеток, всевозможные манипуляции с генами и помещения их в клетки. В частности проводятся клинические исследования по омоложению клеток кожи и ПЖК с использованием аутопрепаратов на основе теломерных последовательностей, взятых от пациентов», — рассказывает Н. Мантурова. Конечный препарат, по ее словам, может быть в виде крема или раствора для инъекций.
«В лаборатории нашей кафедры проводятся научные исследования по выращиванию аутохрящевых трансплантатов из хондроцитов области носовой перегородки, ушной раковины для эстетической и реконструктивной хирургии. Также производят выращивание аутожировых трансплантатов, которые используются для коррекции различных участков тела пациента», — говорит Н. Мантурова.
Активно развивается также использование роботоассистированной техники. «Весной этого года было проведено несколько операций. На нашей кафедре созданы курсы по подготовке пластических хирургов, которые работают с этой техникой, преимущество таких специалистов — возможность работать с тончайшими хрящевыми структурами, — говорит Н. Мантурова. — Приятно отметить, что наши пластические хирурги впервые в мире осуществили операцию с использованием Да Винчи».
Профессиональный уровень отечественных пластических хирургов не уступает уровню зарубежных специалистов
Восстановительный период после таких операций сокращается, потому что врач хорошо видит операционное поле в формате 3D, что дает возможность снижать повреждения предлежащих анатомических структур, избежать гематом и рубцов, а также обеспечивает наиболее предсказуемый эстетический результат.
В том, что касается качесва операций, по мнению Н. Мантуровой, профессиональный уровень отечественных пластических хирургов не уступает уровню зарубежных специалистов. «Это подтверждают всевозможные международные семинары и конференции, которые проходят как в России, так и за рубежом. Сложно сказать, в чем мы уступаем. Школа по подготовке в вузах достаточно серьезная, и опыт наших хирургов тоже не уступает», — сказала она. Подтверждают признание отечественных специалистов на международном уровне международные семинары и конференции, которые проходят как в России, так и за рубежом.
При этом среди практикующих отечественных специалистов проводится постоянный контроль качества. В Москве, по статистике, которую привела Н. Мантурова, 79 клиник пластической хирургии, такое количество учреждений и специалистов требует контроля качества. Эта работа идет сейчас и в регионах: проверяется наличие лицензий на преподавательскую и врачебную деятельность. «Мы провели некоторую работу, чтобы попробовать навести порядок и предоставить нашему населению достоверную картину по легитимности и возможности работать тех или иных клиник и специалистов», — говорит Н. Мантурова. По результатам этой работы будет сформирован реестр специалистов, по которому пациенты смогут ориентироваться при выборе. Также на стадии завершения находится создание портала по пластической хирургии, который будет находиться на сайте Департамента здравоохранения г. Москвы.
Разброс цен на прцедуры в эстетической пластической хирургии очень велик, на таких операциях специализируются частные клиники. Операции же по реконструктивной хирургии проводятся в каждом округе Москвы в рамках программы ОМС.
Среди практикующих отечественных специалистов проводится постоянный контроль качества
Что касается осложнений после операций, по словам Н. Мантуровой, без вторичной оплаты допущенная ошибка должна быть исправлена. Существуют комиссии по этике, на которых детально разбирается каждый случай. Однако при этом распространен своеобразный рекет среди пациентов, когда они требуют исправить результаты операции, не имея на то оснований.
«Высокопрофессиональный хирург должен видеть лицо в гармонии, а не отдельно взятые возрастные изменения, которые не устраивают пациента», — считает Н. Мантурова. Сегодняшние хирурги имеют возможности моделирования будущего образа пациента. Реальность, конечно, в точности не повторит модель, но пациент может увидеть до операции то, что примерно получится. Она особо отметила значимость предварительного обследования и реабилитационного периода. От грамотной реабилитации, по ее словам, на 60% зависит общий успех всего комплекса мероприятий по изменению внешности.
Конечно, самые совершенные медицинские технологии эффективны только в руках настоящего профессионала. «Творческое видение хирурга должно сориентировать и подсказать пациенту правильный подход к своей внешности. Хирург не должен подходить к коррекции с линейкой, он должен видеть пациента вне зависимости от правильных расчетов и стандартов», — уверена Н. Мантурова. — Этика отношений врача и пациента и заключается в том, чтобы врач смог объективно объяснить ситуацию и предоставить адекватную информацию о вмешательстве и его обоснованности.
Творческое видение хирурга должно сориентировать и подсказать пациенту правильный подход к своей внешности
Отказывать в операциях в последнее время стали чаще, так как многие пациенты, не обладая достаточной информацией, требуют чудес «по взмаху скальпеля». Между тем надо воспитывать культуру коррекции внешности и придерживаться принципа «по-немногу». В совокупности и правильной последовательности, по мнению Н. Мантуровой, небольшие процедуры позволяют сохранить естественную молодость до солидного возраста, не прибегая при этом к масштабным операциям.
«В большей степени красота должна быть душевная, она должна выражаться в поведении, в общении друг с другом, в этике отношений, в высокопрофессиональном отношении к своему делу. Красота внешняя — это, наверное, в большей степени ухоженность и грамотный подход к устранению тех или иных возрастных изменений. Если пациентка считает, что стареть надо достойно и не готова к операциям, — это вполне приемлемый выбор. Она при этом не становится менее красивой и менее признаваемой в обществе. Красота зависит от каждого человека: от того, как он к себе относится, как он себя видит и насколько он гармоничен».
Фотография в тексте: Александра Яковлева
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться