Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

21 февраля в 03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

19 февраля в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом

15 июня в 16:19
В МО почти 300 тыс. человек проконсультировались с врачом по итогам диспансеризации онлайн



Медицина и общество Острая тема
20 мая 2014, 12:05 X 2844 K 0

Что повлечет за собой запрет на рекламу медицинских изделий?

В настоящее время Государственная Дума РФ разрабатывает сразу две инициативы, призванные ограничить рекламу медицинских изделий в России: один законопроект о внесении изменений в Федеральный Закон «О Рекламе» был выдвинут на рассмотрение ГД РФ 13 мая 2014 года, второй — одноименный — был принят 22 апреля 2014 г. Законодательным собранием в первом чтении. Оба законопроекта предусматривают введение полного запрета на рекламу медицинских изделий везде, кроме профессиональных средств массовой информации и площадок мероприятий для медицинских работников. Возникает вопрос: где рекламную информацию смогут получить потребители?

Законопроект, который был внесен на рассмотрение (но рассмотрен не был) 13 мая, по официальной информации, получил отрицательные заключения от двух профильных комитетов Государственной Думы РФ (по экономической политике и по охране здоровья) и был отклонен на заседании. Однако работа над вторым законопроектом, откуда изъяты формулировки про лекарственные средства, но сохранены ограничения для медицинских изделий, продолжается. Обоснованием этому служит необходимость пресечь распространение информации о приборах сомнительного действия, от приобретения которых страдает большое количество граждан, особенно пожилого возраста.

Полный запрет на рекламу всех типов медицинских изделий — неоправданная мера, которая приведет к ограничению доступа пациентов к информации о необходимых им медицинских изделиях, применение которых не требует специальных медицинских знаний 

Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA поддерживает инициативы Государственной Думы РФ, призванные регулировать потоки информации о медицинских изделиях и пресекать распространение недостоверных данных, однако, по мнению Ассоциации, полный запрет на рекламу всех типов медицинских изделий — неоправданная мера, которая приведет к ограничению доступа пациентов к информации о необходимых им медицинских изделиях, применение которых не требует специальных медицинских знаний (например, о перевязочных средствах, контактных линзах, тонометрах, глюкометрах, термометрах, презервативах, урологических прокладках, подгузниках-трусах и других изделиях).

В условиях отсутствия общедоступной информации для получения базовых знаний о свойствах и характеристиках того или иного медицинского изделия пациенты будут вынуждены обращаться к врачу

В существующей редакции закона «О рекламе» уже содержатся ограничения на распространение информации о медицинских изделиях, для использования которых требуется специальная подготовка: их реклама допускается только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Такой дифференцированный подход оправдан: с одной стороны, ограничивается доступ потребителя к рекламе специализированных медицинских изделий, применение и использование которых без надлежащей подготовки может быть опасно для жизни и здоровья самого пациента, а с другой, в полной мере обеспечивается право потребителя на информацию о тех медицинских изделиях, использование которых не требует специальных знаний.

Полный запрет на рекламу медицинских изделий влечет за собой несколько существенных рисков:

1. В условиях отсутствия общедоступной информации для получения базовых знаний о свойствах и характеристиках того или иного медицинского изделия пациенты будут вынуждены обращаться к врачу, что приведет к повышению нагрузки на систему здравоохранения, особенно в первичном звене.

2. Решение о рекомендации того или иного изделия будет отдано в руки сотрудников аптек и иных организаций, осуществляющих продажу медицинских изделий, и, как следствие, приобретение потребителями медицинских изделий будет обусловлено субъективными предпочтениями конкретного продавца, что, несомненно, повышает риски «вымывания» с рынка недорогих медицинских изделий. Продавцы в таких условиях будут заинтересованы продавать те изделия, за которые они смогут получить наибольшую прибыль.

Необходимо, в первую очередь, активизировать работу по привлечению к ответственности лиц, нарушающих уже действующие требования законодательства при рекламе медицинских изделий

3. Информация обо всех имеющихся подвидах медицинских изделий не всегда будет доводиться медицинскими работниками до пациентов в полном объеме, особенно в случаях, когда использование каких-либо медицинских изделий не входит в перечень медицинских услуг, предоставляемых населению бесплатно. Кроме того, далеко не все медицинские работники обладают информацией о полном ассортименте обращающихся на российском рынке медицинских изделий.

Целесообразно предусмотреть в статье 24 Федерального закона «О рекламе» прямой запрет на любую рекламу под видом медицинских изделий товаров, не являющихся медицинскими изделиями, а также обязательное указание в рекламе медицинского изделия сведений о номере действующего регистрационного удостоверения на него. 

Для эффективного достижения целей, заявленных в обосновании законопроекта, необходимо предпринять некоторые меры по ужесточению контроля над содержанием рекламных объявлений, не ограничивая при этом доступ пациентов к информации о жизненно важных медицинских изделиях. Необходимо, в первую очередь, активизировать работу по привлечению к ответственности лиц, нарушающих уже действующие требования законодательства при рекламе медицинских изделий.

Целесообразно предусмотреть в статье 24 Федерального закона «О рекламе» прямой запрет на любую рекламу под видом медицинских изделий товаров, не являющихся медицинскими изделиями, а также обязательное указание в рекламе сведений о номере действующего регистрационного удостоверения на него. Необходимо усилить роль профессиональных организаций в деятельности по контролю над содержанием рекламы медицинских изделий. Важно создать в структуре общественного здравоохранения систему информирования населения о возможностях концепции ответственного самолечения с использованием медицинских изделий, которые не требуют специального назначения и (или) применения врачом и могут приобретаться пациентами самостоятельно без какой-либо специальной подготовки.


Читайте также в рубрике «Острая тема»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта