Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Здоровый образ жизни Статьи
29 марта 2013, 11:00 X 9319 K 1

Что такое биопродукты

Спрос на биопродукты постоянно растет во всем мире, несмотря на то, что их цена на 10-50% выше, чем у «обыкновенных» соседей по магазинным полкам. 

По итогам 2009 года, например, емкость мирового рынка биопродуктов превысила 59 млрд долларов, а средние темпы его роста составили около 10-15%. У них много названий: экологически-чистые, биологически-чистые, органические, эко-продукты, а потребители ценят данные товары за высокие вкусовые качества, отсутствие в них генетически модифицированных организмов (ГМО), ионизированного излучения и химико-синтетических веществ.

Так что такое биопродукты?

Биопродукты – это продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, которая изготовлена в соответствии с утвержденными правилами (стандартами), предусматривающими отказ от использования (или, по крайней мере, минимизацию использования) пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок и генетически-модифицированных продуктов (ГМО). К примеру, био-овощи выращиваются только из немодифицированных семян, при использовании натуральных удобрений (без фунгицидов, гербицидов, инсектицидов). Сорняки на грядках пропалывают вручную, а с вредителями борются при помощи ловушек, прирученных птиц, ультрафиолета и особого температурного режима.

Тот же отказ от химии действует и в рамках животноводства. Скот содержится в максимально комфортных, «безстрессовых» условиях (никакого пребывания в тесных стойлах и негуманного обращения!), питается натуральными кормами без стимуляторов роста, гормонов и консервантов. На зеленом лугу, как в старой детской песенке, пасутся все: и коровы, и козы, и овцы.

Производство любого органического продукта начинается именно с сертификации земли, то есть огорода или пастбища. Дело в том, что даже если речь идет о молоке или мясе, то статус «экологически чистый» должны получить используемые для выпаса животных поля. Трава на пастбищах не может содержать пестицидов, диоксинов и другой стойкой химии, иначе последняя перейдет в молоко или мясо. Органический сертификат подтверждает, что прошло как минимум 3 года с момента последнего использования агрохимии и ГМО, и в земле больше не осталось вредных веществ. Отметим, что на фермах также запрещено использование антибиотиков, а в случае болезни животного на вооружении специалистов остаются лишь фитопрепараты и гомеопатия.

Разумеется, производство – это лишь полдела, не менее важны для получения биопродукта и строгие правила обработки сырья. Скажем, отказ от рафинирования и минерализации, а также других процедур, снижающих питательные свойства. Как легко догадаться, «экологически-чистый» - это означает, в том числе, не содержащий искусственных ароматизаторов, красителей, консервантов, стабилизаторов и усилителей вкуса. Натуральные красители, добываемые из соков ягод, фруктов или овощей, природные консерванты и немодифицированные ингредиенты использовать не запрещено. Биопродукты могут подвергаться квашению, солению, пастеризации, сушке, вакуумной обработке, варке или мгновенной заморозке (а также быть вялеными). 

Еще одна составляющая «успеха» в деле производства органической продукции – правильная упаковка. Экологически чистый товар может быть представлен в таре из жести, стекла, бумаги или биопластика, произведенного из биологически неактивных веществ и не вступающий во взаимодействие с содержимым упаковки.

Итак, органические продукты:

  • не содержат генетически модифицированных организмов (ГМО), генетически модифицированных продуктов и их производных;
  • не содержат химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей;
  • производятся без использования вредных технологий (ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, атомное расщепление, радиационная обработка, газация);
  • не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного с использованием пестицидов, химических удобрений и другой агрохимии, гормонов и стимуляторов роста;
  • не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного вблизи промышленных центров.

Биопродукты в других странах

  • Франция. Опросы социологов показали, что четверо из десяти французов хоть раз, но попробовали биопродукты, которые здесь носят название эко-продуктов. В этой стране в продаже появилось даже биовино, в которое не добавляют ни сахара, ни красителей, ни усилителей вкуса. Емкости, в которых напиток созревает, обрабатывают водой, очищенной кислородом. Интересно отметить, что во Франции по биотехнологии производят не только продовольственные товары, но и текстиль, косметику, мебель, обувь, одежду, аксессуары для детей.
  • Англия. В этой стране биопродукты (маркировка Organic) можно купить не только в специальных магазинах, но и в обычных супермаркетах, а также отведать в особых ресторанах. Цены на подобные лакомства в Великобритании вдвое выше, чем на продукты без приставки «био».
  • Австрия. Биопродукты здесь покупают примерно 72% населения. Невиданная популярность подобных товаров привела к тому, что в продаже появились биочай и биокофе.
  • Япония традиционно является лидером рынка биопродукции среди стран Азии.
  • В Китае, Таиланде, Сингапуре, Малайзии и Индии ежегодно увеличивается спрос на биопродукты вследствие увеличения платежеспособности потребителей. Например, рынок экологически чистой продукции Индии за последние годы вырос на 200%.

Можно ли приобрести биопродукты в России?

К сожалению, ответ на этот вопрос будет скорее отрицательным, нежели чем положительным. Виной тому несовершенство отечественного законодательства. В нашей стране узаконены только две пометки: «Без пестицидов» и «Без консервантов» (ГОСТ «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»). Поставить маркировку на свой продукт производитель может только при условии получения подтверждения его качества от Минсельхоза и Минздравсоцразвития. К сожалению, в законе не указана мера ответственности, которую понесет лицо, нарушившее данное правило, поэтому на различных пачках и упаковках все чаще появляются и вовсе запрещенные ГОСТом пометки биопродукт или экологически чистый продукт (которые, как ни печально, являются всего лишь красивыми надписями, увеличивающими объемы продаж и прибыль).

Однако не все так плохо, ведь еще в 2003 г. Некоммерческим Партнерством по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства были переведены на русский язык эко-стандарты основных целевых рынков экологической продукции: ЕС, США и Японии. В дальнейшем на их основе была разработана стратегия построения законодательно-нормативной базы в области экологического и биодинамического сельского хозяйства и природопользования в Российской Федерации.

Будьте внимательны!

Как и во многих других вещах, собственная внимательность и сообразительность остаются едва ли не единственным оплотом потребителя биопродукции. Вы должны понимать, что товар с маркой «organic», чаще всего, «простой» (то есть это фрукт, овощ, мясо или, например, молоко). «Сложный» продукт, состоящий из большого числа ингредиентов, может получить приставку «био-» только при условии, что не менее 95% его состава произведено органически сертифицированным способом. Нетрудно догадаться, что это большая редкость. Задуматься стоит и заметив, к примеру, бутылку био-йогурта со вкусом яблока или груши. Стоимость такого товара на порядок выше, чем у обыкновенного йогурта из-за его мнимой «экологичности», но переплачивать нет никакой причины. Для того чтобы в этом убедиться, ознакомьтесь с составом кисломолочного продукта (вы обнаружите в нем массу искусственных добавок) или обратите внимание на срок годности («живые» микроорганизмы не могут сохраняться по нескольку недель или месяцев). Это отличный пример попытки недобросовестных производителей манипулировать доверчивыми покупателями с помощью красивых надписей на упаковках.

Как же узнать настоящий биопродукт среди товаров-обманщиков?

Для этого необходимо ознакомиться со специальной маркировкой (системой знаков и символов), использующейся в странах, где понятие «Organic» законодательно закреплено и урегулировано. Особая пометка на продуктах из Японии, США и стран ЕС (в каждом случае своя) гарантирует, что вы имеете дело с производителем, имеющим органический сертификат на свою продукцию.


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. Ирина Исаева 29 марта в 11:33  

Спасибо за разъяснения, очень полезная статья!